Citroen C4: в чем разница между предсерийными и серийными экземплярами?
Еще один седан? Да еще в стагнирующем классе C+? Увы, маркетологи Группы PSA оказались не столь дальновидными, как, например, люди из Renault или Hyundai. Когда в 2008 году было принято решение строить в России собственный завод, встал вопрос о том, какие машины на нем выпускать - и в PSA, понятное дело, обратились к статистике. А она говорила следующее: доля класса B+ на российском рынке за последние три года сократилась с 52% до 39%, а класс C+, наоборот, вырос с 18% до 28%. При этом почти две трети продаж в гольф-классе приходились на седаны. Вот оно, решение!
Но с тех пор наш рынок преобразился. В классе B+ появилось несколько сильных игроков (Kia Rio, Hyundai Solaris, VW Polo), и его доля на рынке практически не изменилась (37% в 2012 году). А вот из класса C+ покупатели стали уходить в сегмент кроссоверов - доля рынка упала ниже 20%! Более того, седаны и хэтчбеки в гольф-классе сейчас играют на равных. Но в PSA такого развития событий не предусмотрели.
Поэтому - седан C-класса.
Но, согласитесь, красивый! Если Peugeot 408 утилитарно уныл, то Citroen C4 на 82мм короче (4621 мм от носа до хвоста), причем за счет кормы - поджарая задняя часть с рельефными крыльями и вогнутым стеклом, как у породистых моделей C5 и С6, выглядит динамично и свежо. Интерьер тоже солиднее и привлекательнее. В погоне за экономией французы не стали использовать жесткий интерьерный пластик - у седана он такой же мягкий и приятный на ощупь, как и у пятидверки.
Кстати, от индекса C4 L, с которым седан дебютировал осенью на автосалоне в Париже, в России решено отказаться - мол, буква «L» ничего не скажет рядовому покупателю. У нас машина будет называться Citroen C4 Sedan.
Peugeot 408 продемонстрировал нам, что такое образцово-показательная адаптация автомобиля к российским условиям. Логично было тот же пакет доработок внедрить и на Ситроене, но в случае с C4 французы пошли дальше! И вот почему.
Дорожные тесты прототипов Peugeot 408 в России начали летом 2009 года, а прототипы Ситроенов приехали в Россию через полгода - зимой. О суровом российском климате французы знали лишь понаслышке и во время «холодных» тестов быстро пришли к выводу, что подогрев нижней части лобового стекла, внедренный на Peugeot 408 «авансом», в условиях русской зимы - лишь полумера: нужен полноценный электрообогрев.
И - вуаля! Российский седан Citroen C4 - первая модель Группы PSA с такой опцией, причем стекла делает борский завод AGC. А вот на «четыреста восьмом» такие стекла не появились, и вовсе не из жадности или корпоративной субординации - к моменту принятия решения конструкция «пыжика» уже была заморожена.
Еще один результат зимних тестов - это… исчезнувшие дефлекторы вентиляции для задних пассажиров, которые расположены между передними сиденьями у дорогих версий Peugeot 408 и китайских Ситроенов C4 L. Польза этой опции кажется очевидной, но с ней французы наступили на собственные грабли. Разводка системы вентиляции у этих седанов такова, что теплый воздух из верхних дефлекторов поступает только в том случае, если у климат-контроля вручную включен режим подачи воздуха «в лицо». В иных случаях дует холодный забортный воздух, что в условиях зимы совсем некстати. С этой проблемой уже столкнулись многие владельцы «четыреста восьмых». А испытатели выявили ее еще тогда, зимой 2010 года! Но, опять же, вносить изменения в конструкцию Peugeot было поздно - ограничились только увеличением сечения нижних воздуховодов, которые расположены под передними сиденьями и всегда подают теплый воздух. Ну а в Ситроене просто «ампутировали» дефлекторы.Почти как в сталинские времена: «нет человека - нет проблемы».
- Не стесняйтесь, говорите нам обо всех замеченных недостатках,- напутствуют меня перед поездкой Филипп Фурнье и Эрик Манжин. Филипп ведет проекты «российских седанов» на заводе в Калуге, а Эрик отвечает за проведение дорожных тестов. Они уже несколько лет в России и успели привыкнуть к нашим национальным особенностям - полиции, дорогам. И даже к воровству.
Во время своих тестов люди из PSA для сравнения арендуют автомобили-конкуренты, и однажды у них прямо со стоянки возле гостиницы угнали арендованный Chevrolet Cruze. Французы посмотрели запись с камеры наблюдения и до сих пор в шоке от произошедшего: весь процесс у угонщика занял секунд тридцать. Возможно, этот случай отразился на решении убрать с крышки багажника кнопку разблокировки замка - открыть его можно либо с брелока, либо клавишей из салона.
- А знаешь, какой вопрос мы чаще всего слышали от обывателей, когда ездили на закамуфлированных машинах? Сами машины людям были не столь интересны - они хотели знать, где можно достать такую защитную пленку!
Россия…
За разговором мы выезжаем на разбитую сельскую дорогу. «Настройки подвески на этой машине не окончательные, - говорит Фурнье, - в серию пойдет чуть более мягкий вариант». Но и в таком виде Citroen C4 с турбомотором стелет мягче и на ходу плавнее, чем аналогичный Peugeot 408, при этом энергоемкость осталась практически на таком же высоком уровне, равно как и заявленный дорожный просвет (176 мм). А от свойственной хэтчбеку раскачки не осталось и следа. Заданное направление седан держит уверенно - даже на заснеженном шоссе перестроение из одной «колеи» в другую происходит без рысканий.
Но короткая поездка в слякотную погоду все же выявила несколько недостатков. Например, на замену просятся малоэффективные двухструйные омыватели лобового стекла (такими же оснащают и Peugeot 408), а распашные дворники не доходят до стоек без малого пять сантиметров. Данные недоработки легко устранить, и французы пообещали это сделать. А вот с забрызгиванием боковых стекол в районе обзора зеркал разобраться труднее - нужно менять форму и крепление зеркал. Неплохо бы изменить и передние сиденья - они тут с такой же «выталкивающей» спинкой,как и в Peugeot 408.
По технике французские седаны практически идентичны, но базовые двигатели у них все же разные. Если Peugeot 408 1.6 с пятиступенчатой «механикой» в зависимости от комплектации оснащается либо старым мотором серии TU5 (110 л.с., Евро-4), либо новым EP6 (120 л.с., Евро-5), то «механический» Citroen C4 Sedan имеет двигатель EC5 мощностью 115 л.с. Это модернизированная версия «четверки» TU5, которая ведет историю с восьмидесятых годов: для удовлетворения нормам Евро-5 была доработана цилиндро-поршневая группа (снижено трение) и установлены фазовращатели на распредвалах. Первыми этот двигатель примерили близнецы Peugeot 301 и Citroen C-Elysee, вскоре им обзаведется и «четыреста восьмой». А вот турбодизеля у C4 пока не будет - ситроеновские маркетологи осторожничают и хотят подольше посмотреть на успехи дизельного «пыжика», хотя достигнутые им 15% продаж - уже очень неплохой результат.
В схожих комплектациях Citroen C4 дороже «четыреста восьмого» примерно на 10 тысяч рублей - умеренная доплата за стиль и красоту. Помимо обогрева лобового стекла можно заказать недоступные «четыреста восьмому» биксеноновые фары, датчики света и дождя, заводской навигатор, задний парктроник, кнопку запуска двигателя и электропривод складывания зеркал.
Базовый C4 с атмосферником 1.6 (EC5, 115 л.с.), «механикой», двумя подушками безопасности, АБС, передними электростеклоподъемниками и зеркалами с электроприводом и обогревом стоит 579 тысяч рублей, а если добавить кондиционер и CD-ресивер - 621 тысячу рублей. Аналогичный Renault Fluence 1.6 (106 л.с.) дороже на 4000 рублей, а Chevrolet Cruze 1.6 (109 л.с.) - на 15 тысяч рублей, но Ford Focus 1.6 (105 л.с.) дешевле на 24 тысячи рублей. Однако ни у кого из них нет такого простора на заднем диване!
Citroen C4 Sedan 1.6 (EP6, 120 л.с.) с четырехступенчатым «автоматом» AT8 (он же приснопамятный AL4) с кондиционером и аудиосистемой обойдется в 660 тысяч рублей, а за версию с климат-контролем, четырьмя подушками безопасности, полным электропакетом и обогревом передних сидений нужно отдать 696 тысяч рублей. Дороже и Focus, и Cruze, и Fluence! Правда, все они оснащаются более современными коробками передач.
Наконец, Citroen C4 с турбомотором 1.6 THP (150 л.с.) и прекрасным шестиступенчатым «автоматом» Aisin обойдется минимум в 763 тысячи рублей. Дешевле и 150-сильный «роботизированный» Focus, и Chevrolet Cruze 1.8 (141 л.с.) - и только Renault Fluence с двухлитровым мотором (138 л.с.) и вариатором стоит от 802 тысяч рублей.
Словом, рыночные перспективы у Ситроена есть.Продажи машин калужской сборки начнутся в июне - до конца года французы хотят реализовать 13 тысяч седанов, а дальнейший план - 30 тысяч машин в год. Для сравнения: четырехдверные Focus и Cruze сейчас расходятся по 40 тысяч ежегодно, Toyota Corolla нашла 33 тысячи покупателей в прошлом году, но остальные седаны далеко позади. Сегмент перенасыщен! Это показал и Peugeot 408: вместо запланированных восьми тысяч в прошлом году удалось продать лишь 5482 машины. Подстегнуть спрос на C4 должны выгодные кредитные предложения от фирменного банка PSA Finance: например, кредит на два года с первоначальным взносом 35% «стоит» всего 6,6% годовых, а максимальный срок кредитования продлен до пяти лет.
Но главное - чтобы привлечь в автосалоны с двойным шевроном массовую публику, французам предстоит изменить имидж марки Citroen в сознании россиян. Если это получится так же хорошо, как адаптация «це-четвертого» к нашим условиям, то свою зимнюю сессию ситроеновцы сдадут на отлично.
Мнимая локализация
Стартовая степень локализации седана C4 - 34%: такая же еще год назад была заявлена и для Peugeot 408, но по факту достичь ее удалось лишь к концу зимы. У калужского завода - самая сложная логистика поставок комплектующих во всей Группе PSA. Из Европы приходят 56% агрегатов, узлов и деталей (включая двигатели, коробки передач, подвеску и панели пола), а примерно 10% специфических для седана комплектующих (в основном это кузовные детали) поступают из Аргентины и Китая, причем в обоих случаях контейнеры к нам идут через Европу (доставка занимает 50 дней). В дальнейшем степень локализации обеих машин будет доведена до 50%.
В России уже есть 18 поставщиков, но среди них нет ни одного исконно отечественного - только СП и филиалы мировых компаний. Французы сокрушаются, что в процессе подготовки производства посетили более сорока заводов, но многие из них пришлось отсеять из-за несоответствия стандартам качества.
Но вот что самое интересное: комплектующие российского производства в основном изготавливают из привозного сырья. Даже металлопрокат для калужского завода Gestamp приходит из Европы. И если высчитывать степень локализации исходя из происхождения сырья, то для седанов Peugeot и Citroen она составит всего несколько процентов! Похожая ситуация не только у Группы PSA, но и у многих других российских «иномарочных» заводов. Ведь если для Минпромторга главное - обеспечить штамп «Сделано в России», то зачем напрягаться?