Моторшоу в Эссене, или автомобиль как средство самореализации
Поле слева, лошадь справа, полицейский без радара. Северо-запад Германии с десятками соседствующих промышленных городов, разделенных сельхозугодьями и забитыми автобанами, не назвать автомобильным регионом: до Штутгарта более четырехсот километров, Мюнхен вообще на другом конце страны. Но именно здесь, на окраине Эссена, уже полвека проходит одно из самых неформальных автомобильных мероприятий Европы — Essen Motor Show.
Снаружи комплекс Messe Essen похож на экспоцентр на Пресне, но внутри вполне современные павильоны — и толпы молодежи. Я провел на выставке полтора дня и понял, что автомобильная фригидность поколения Z сильно преувеличена. Они по-прежнему хотят плакаты с автомобилями и интересуются, как сделать BMW M2 Competition похожим на машины из фильмов «Форсаж». Основной ажиотаж именно на стендах тюнинговых компаний и в отдельном помещении, где сами владельцы выставляют свои проекты. Уровень исполнения работ впечатляет не меньше, чем специфический вкус. Большинство автомобилей на очень спорных колесах, да и разнообразия в тематике доработок тут не найти: все машины так или иначе относятся к stance-культуре — и ближе к вечеру от лежащих на земле Мерседесов и BMW начинаешь уставать. Неудивительно, что стенды крупных подвесочных компаний в основном предлагают пневмостойки практически для любого автомобиля. И сами соревнуются в ультимативности фитмента, то есть положения колеса в арке. Тут можно найти комбинацию на любой вкус — от аккуратного hellaflush, когда арка буквально ложится на кромку диска, до брутального slammed с колесом, спрятанным под кузовом. О вкусах, конечно, не спорят, и в целом я не против таких доработок, меня лишь смущает, когда им подвергают сугубо драйверские автомобили вроде Subaru BRZ или BMW M-серии. Ну не любишь ты ездить за рулем — дропни Golf!
Но не тюнингом единым: выставка в Эссене — это некий гибрид Автоэкзотики и Тюнинг-шоу. Смешать, но не взбалтывать: помимо беспощадного тюнинга, тут есть и аккуратный, от именитых фирм вроде AC Schnitzer или Lorinser, и, само собой, можно найти Porsche 993 c расширением от Акиро Накаи, а еще сразу два павильона посвящены автоспорту. Главное, что чувствуешь, бродя мимо десятков спортивных автомобилей, гоняющих в совсем неизвестных у нас сериях, — это зависть. Потому что здесь можно выбрать для себя автоспорт на любой кошелек — больше всего меня привлек кубок на BMW 318 Ti, вы уже забыли про E36 Compact, а в Германии до сих пор на них гоняют! Семь двухчасовых гонок за сезон, с тренировками и квалификациями — два водителя на один автомобиль и 3500 евро стартового взноса. Даже по нынешнему курсу это лишь немногим дороже одного этапа за рулем Калины класса Национальный в РСКГ.
А буквально за углом BMW 325 серии Е90, на котором в компании еще 130 автомобилей можно погонять тайм-аттак на Нордшляйфе! Плюс дрифт-площадки с курсами обучения от немецкого автомобильного клуба ADAC. Вот этот подход «все для людей» подкупает. Не разгонять любителей поездить боком, а дать им условия для этого, не запрещать любой тюнинг, а сертифицировать, убеждаться в качестве и допускать на дороги. Ни один из автомобилей в этих восьми павильонах легально не сможет встать на учет в России, а в Германии — пожалуйста. Я поговорил со многими продавцами деталей и владельцами машин — если местный технадзор TÜV одобрил, то проблем нет. И он одобряет.
А чтобы глаза отдохнули после колес Vossen и лежащей на земле Ferrari 308 GTB, в Эссене есть пара залов с олд- и янгтаймерами. Причем это уже не выставка, а скорее автомобильный рынок. Сорок тысяч евро за отличный S600 W140, 150 тысяч за Lamborghini Espada, 750 тысяч за Mercedes SLR Mclaren, а самый дорогой автомобиль из продающихся — 300 SL Gullwing за без малого два миллиона евро. Но вне торгов были, к примеру, Gumpert Apollo или Porsche 959. Всех не перечислить — обязательно посмотрите не только фотогалерею, но и видео на нашем канале в YouTube. Несмотря на специфический ассортимент и кажущуюся хаотичность, быстро понимаешь, что в этих залах тебе комфортно. Ведь это история про общение с автомобилем, про то, как сделать его индивидуальным, во всех смыслах своим. Выставка в Эссене — отличный пример, что этого хотят не только люди 30+. Да, новые автомобили все меньше отличаются друг от друга — я с грустью смотрю на подшивку Авторевю за уходяший год, где в сравнительных тестах глазу не за что зацепиться, кроме разве что G-вагена. Очевидно, что в России не станет больше интересных автомобилей, но именно их я бы хотел пожелать нам с вами. Пускай хотя бы на страницах журнала или здесь, на сайте. Чтобы вы читали и комментировали с азартом, а мы писали от души. Так что за любовь, друзья, за любовь к железу!