Электротягач Nikola One: теперь с водородными ячейками
В начале этого года американская компания Nikola Motor привлекла всеобщее внимание, пообещав в ближайшее время представить дальнобойный тягач с «нулевыми выбросами». Заявления компании выглядели сверхоптимистично: в частности, было озвучено, что в портфеле уже есть семь тысяч заказов на общую сумму около 2,3 миллиарда долларов! Пока что будущий тягач Nikola One показали публике только в виде компьютерных изображений, но с момента прошлого заявления техническая концепция грузовика уже успела кардинально измениться.
Ранее предполагалось, что это будет электромобиль с батареей на 320 кВт·ч и дополнительным «удлинителем хода» — газотурбинным бортовым генератором. Параллельно с выпуском грузовиков компания Nikola Motor обещала заняться строительством общенациональной сети газовых заправок. Однако выпущенный на днях пресс-релиз анонсирует коренную смену концепции — что, впрочем, не делает обещания более убедительными.
Грузовики, предназначенные для американского рынка, будут оснащать блоком топливных элементов, которые вырабатывают электричество из водорода. Такой электрохимический генератор якобы разработан специально для грузовика и имеет мощность 300 кВт. Топливные элементы будут заряжать литий-ионную батарею емкостью те же 320 кВт·ч, что и у прежнего газотурбинного варианта. Запас водорода на борту должен позволить пройти до 1900 км на одной заправке с расходом 11,8 л/100 км. Предполагается, что ведущими станут колеса передней и средней оси, причем передние будут приводиться индивидуальными моторами с управлением вектором тяги, а задние получат независимую подвеску.
Компоновка шасси водородного тягача: 1 — радиаторы; 2 — два электромотора с редукторами, приводящие передние колеса; 3 — блок высоковольтной управляющей электроники; 4 — тяговая батарея; 5 — ресивер для воздуха и бак системы охлаждения; 6 — электрохимический генератор; 7 — баки с водородом; 8 — задний электромотор и независимая подвеска; 9 — седло
«Nikola планирует производить водород на наших собственных электролизных фабриках, которые будут питаться от солнечных батарей. Эти энергетические фермы начнут выдавать по 100 мегаватт солнечной энергии каждая, чтобы выделять водород из воды. Даже наш завод будет потреблять исключительно чистую энергию», — заявил руководитель компании Тревор Милтон. К 2020 году компания намерена построить 50 водородных заправок по всей стране.
При этом для зарубежных рынков, где недоступен водород, компания по-прежнему намерена предложить вариант тягача с турбиной, которая работает на сжатом природном газе. Насколько эти обещания реалистичны, мы узнаем совсем скоро — показ первого «живого» грузовика Nikola One запланирован на 1 декабря 2016 года.