Исследование в Америке: автомобильные медиасистемы снижают безопасность
Не секрет, что пользование медиасистемами, которые нынче устанавливают даже на бюджетные автомобили, в значительной мере отвлекает водителей во время движения. Если раньше для управления настройками «музыки» и микроклимата в салоне автомобиля требовалась пара тумблеров и ручек, то сейчас количество аналоговых и сенсорных кнопок на приборной панели и рулевом колесе в общей сложности может доходить до пятидесяти! Обилие возможностей головных систем попросту рассеивает внимание водителей. Если повернуть шайбу климатической установки можно, не отрывая взгляда от дороги, то сенсорное управление требует повышенного внимания.
Теперь все эти, казалось бы, очевидные вещи подтвердило масштабное исследование Американской автомобильной ассоциации (ААА). В испытаниях участвовали 30 автомобилей 2017 модельного года, 12 из которых были оснащены медиасистемами, позволяющими менять настройки навигатора прямо во время движения. Такая опция стала самым отвлекающим фактором для большинства участников исследования. В среднем водителям на это требовалось около 40 секунд. Даже при скорости 40 км/ч за указанное время автомобиль проезжает расстояние, равное длине четырех футбольных полей, тогда как переключение внимания с дороги всего на две секунды увеличивает вероятность ДТП вдвое!
Чуть меньше концентрации участников эксперимента требовал функционал, позволяющий набирать SMS. Причем голосовое управление решает проблему неважно: чтобы активировать эту функцию, водителям требовалось дополнительное время, и это сводило на нет все преимущества опции.
Что касается самих медиасистем у подопытных автомобилей, то лишь семь устройств из тридцати водители признали понятными на интуитивном уровне. Остальные 23 оказались слишком сложными в управлении на ходу и их использование сильно отвлекало от вождения. К слову, автопроизводители считают, что штатные головные устройства безопаснее мобильных телефонов и сторонних навигационных устройств, используемых во время поездок. Но это слабое утешение.
Результаты исследований отображены на графиках, при этом оценки автомобилей приведены к условным баллам, где низшая оценка — самый лучший результат. Черная пунктирная линия на нулевой отметке означает уровень отвлечения водителя на решение одиночной задачи, а красная линия — на набор связанных задач (в рамках каждого испытания этот набор одинаков для всех машин). Оценки автомобилям проставлены в виде диапазонов, в которые уложились 95% водителей, участвовавших в эксперименте.
Ранее организация AAA проводила исследование среди американских подростков, которые отвлекались на посторонние задачи за рулем, и даже опубликовала видео некоторых аварий с их участием. К рассеянности и ДТП приводило общение с пассажирами, перекус во время управления транспортным средством, рассматривание рекламных щитов и использование мобильного телефона.