Как Citroen, Peugeot и DS будут выживать в России?
Нынешний российский кризис затронул марки Группы PSA Peugeot Citroen наиболее ощутимо. Если рынок легковых автомобилей в прошлом году просел на 36%, то Citroen и Peugeot фиксируют падение спроса на 74% (каждый бренд продал по четыре с небольшим тысячи легковушек), а DS — на 85% (всего 146 машин). Вдобавок реализовано 2914 коммерческих автомобилей — втрое меньше, чем годом ранее. Российский модельный ряд серьезно сокращен: ушли малыши Citroen C1/Peugeot 107, семейство Citroen C5, микровэн Citroen C3 Picasso, купе Peugeot RCZ и хэтчбеки Citroen C4 и DS 5. Что дальше?
Покидать российский рынок французы все же не собираются. Но стратегия дальнейшего развития еще толком не проработана — руководство компании обещает озвучить ее лишь к концу года. Хотя базовые моменты ясны.
Понятно, что ключевую роль в выживании играет калужский завод PCMA (Peugeot Citroen Mitsubishi Automotive), но на выпускаемые здесь седаны Peugeot 408 и Citroen C4 надежды нет: класс C+ в России просел наиболее серьезно, из него покупатели ушли либо «вверх» к кроссоверам, либо «вниз» к моделям класса B+. Увы, запасного плана у PSA не было предусмотрено, поэтому переход на другие модели сейчас только обсуждается. Пока даже нет решения о том, что это будут за машины: массовые бюджетные седаны, высокомаржинальные кроссоверы или даже микроавтобусы нового семейства Citroen SpaceTourer/Peugeot Traveller, мировая премьера которых состоится в марте на автосалоне в Женеве. Так что производство новых моделей в Калуге начнется лишь через несколько лет.
Сейчас завод PCMA работает в одну смену, а с 1 февраля перешел на четырехдневную рабочую неделю — такой режим сохранится как минимум до 31 июля. В ближайших планах — только легкий рестайлинг седана Citroen C4. Возможно, обновится и Peugeot 408, тем более что в Аргентине еще с прошлого лета выпускают машины с иной внешностью. На заводе идет процесс замены высокооплачиваемых иностранных специалистов, которые занимают ключевые должности, на российских сотрудников. А еще одна цель — увеличение степени локализации с нынешних 35% до 50% к концу 2017 года. Правда, о том, как это сделать с нынешним мизерным объемом производства, в компании не поясняют.
Из импортируемых моделей в этом году главными новинками должны оказаться освеженный Peugeot 2008 и полностью новый Peugeot 3008, который станет больше похож на традиционный кроссовер, нежели на компактвэн. А еще в PSA рассматривают возможность возобновления поставок ушедших моделей из Европы! Существенной прибавки к продажам они не дадут, зато будут работать на имидж французских марок, хотя и цены окажутся далеко не демпинговыми. Есть надежда, что в России наконец появится необычный Citroen C4 Cactus, хотя малыши Peugeot 108/Citroen C1 не рассматриваются российским офисом вообще.
«Премиальный» суббренд DS тоже останется в России, причем, как и во всем мире, отделится от марки Citroen. Деваться некуда, ведь на новых моделях двойных шевронов уже нет. Однако после отказа от известной «фамилии» и без того скромные продажи могут устремиться к нулю, а четкой стратегии продвижения бренда в России пока нет. По информации Авторевю, план сборки китайского кроссовера DS 6 в Калуге заморожен: недешевый автомобиль со скромными моторами и безальтернативным передним приводом не сможет окупить инвестиций в организацию производства. В итоге, ждать в этом году стоит только обновленные DS 3 и DS 4.
Зато дилерская сеть Группы PSA почти не уменьшилась во время кризиса. В прошлом году закрылось десять автосалонов, однако было заключено девять новых контрактов. Дилерам, оказавшимся в особенно тяжелой финансовой ситуации, разрешают параллельно продавать автомобили других марок, чтобы остаться на плаву. А главная цель на этот год — повышение качества сервиса.
Еще недавно Peugeot и Citroen считались в России массовыми марками, но сейчас они по объему продаж пропустили вперед даже Porsche. О возвращении на прежние позиции теперь можно и не мечтать, но радует, что в PSA не собираются сдаваться, как это сделали Opel, Chevrolet или SsangYong.