Мировой авторынок в 2023 году: финальные результаты
Агентство JATO Dynamics еще в январе опубликовало предварительные результаты всемирных продаж новых автомобилей в 2023 году. И только теперь готова окончательная и всеобъемлющая статистическая сводка, которая включает данные со 151 рынка. Итоги принципиально не изменились, но есть важные уточнения и нюансы.
В прошлом году в мире было продано 78,32 млн новых пассажирских автомобилей (включая пикапы). Это на 10%, или почти на 7 млн, больше, чем в 2022 году: учитывая нынешнюю геополитическую нестабильность, это отличный результат! Примечательно, что самым быстрорастущим из крупных рынков стала Европа (плюс 16%), хотя этот успех был достигнут в основном за счет Турции, власти которой стимулировали спрос на электромобили.
США и Канада совместно увеличили продажи на 12%, а Южная Корея и Япония — на 11%. А вот крупнейший в мире китайский рынок (24,2 млн машин) вырос только на 3%. Отдельной статистики по России агентство JATO не привело, однако, учитывая ее доминирующую рыночную долю в регионе Евразия, можно говорить о прибавке 40% благодаря эффекту низкой базы. Единственным регионом мира, показавшим отрицательную динамику, стала Африка (минус 5%).
В 2023 году китайские автопроизводители впервые обошли американских по рыночной доле: 17,9% против 15,2%. Этому способствовал рост продаж китайских автомобилей в Евразии, Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, Африке и на Ближнем Востоке. В результате продажи китайских автомобилей достигли 13,43 млн штук (рост на 23%), в то время как американские выросли лишь на 9% — до 11,93 млн. А на вершине горы по-прежнему японцы: 23,59 млн машин, или 29,1% от общемировых продаж. Даже в рейтинге топ-25 моделей сразу 13 машин имеют японское происхождение.
Кроссоверы в 2023 году разошлись тиражом 36,72 млн экземпляров (рост на 16%) и заняли почти половину мирового рынка! Мировым бестселлером стал электрический кроссовер Tesla Model Y (1,22 млн машин), а в пятерке лидеров оказалась только одна обычная легковушка — седан Toyota Corolla/Levin (803 тысячи штук). И если продажи такой Короллы упали на 19%, то сбыт паркетников Corolla Cross вырос на 35% (до 715 тысяч штук).