Новая версия спорткара Ariel Atom может присасываться к дороге

Крохотная английская фирма Ariel Cars известна своими экстремальными спорткарами, лишенными даже самых базовых удобств, — не только крыши над головой и лобового стекла, но и фактически даже кузова! Благодаря этому модель Ariel Atom весит всего 520 кг и отличается высочайшими показателями удельной мощности. С хондовским двухлитровым мотором K20Z мощностью 245 л.с. Ariel Atom имеет энерговооруженность около 470 л.с. на тонну. Англичане регулярно выпускают все более и более радикальные варианты своего спорткара: с форсированным двигателем или ужесточенной подвеской. Однако экспериментальный AERO-P Atom стоит особняком: благодаря гибким юбкам по краям днища и вентиляторам, отсасывающим воздух, машина буквально прилипает к дороге!

И в автоспорте, и на многих серийных суперкарах для создания прижимной силы используются антикрылья и профилированное днище хитрой формы. Но антикрылья вместе с прижимной силой дают и дополнительное аэродинамическое сопротивление, снижающее скорость машины на прямой. Трюк с вентиляторами, вытягивающими воздух из-под днища, не нов. Еще в 1970 году американская фирма Chaparral выпустила спайдер 2J для гоночной серии Can-Am. Болид конструкции Джима Холла имел в задней части пару вентиляторов диаметром 43 см, приводившихся отдельным двухцилиндровым двухтактником. Машина оказалась очень быстрой, и по окончании сезона руководство клуба SCCA, проводившего этот чемпионат, запретило такую конструкцию.

Похожую схему в 1978 году использовал и легендарный конструктор Гордон Мюррей, спроектировав болид Формулы-1 Brabham BT46B. Расположенный под задним антикрылом вентилятор приводился от двигателя через отдельную муфту. Автомобиль дебютировал на Гран При Швеции — и принес Ники Лауде победу, но... сразу после этого был признан нарушающим технический регламент, который запрещал подвижные аэродинамические элементы.

Brabham BT46B (Фото wikipedia.org)

Забавно, что новый Ariel AERO-P Atom представили в рамках выставки LCV 2016 (Low Carbon Vehicle Show – «выставка автомобилей с низкими выбросами углерода»). Создатели машины отмечают, что отказ от привычных антикрыльев позволяет снизить лобовое сопротивление и, как следствие, выбросы углекислого газа. По отношению к Атому такая формулировка звучит почти издевательски: этот чертовски плохо обтекаемый автомобиль и так имеет много резервов по уменьшению аэродинамического сопротивления.

Рекомендованные статьи