Первый четырехнаддувный дизель справил премьеру на седане BMW 750d
Четыре года назад в компании BMW первыми решились на серийный выпуск двигателя с тремя нагнетателями. И вот новый рекорд: сразу четыре турбокомпрессора на шесть цилиндров! Прежде четырехнаддувная схема применялась только на бензиновых моторах для суперкаров Bugatti.
Новый дизель входит в семейство B57, которое уже включает версии с одним и двумя турбокомпрессорами (265 и 320 л.с. соответственно). Мотор сохранил рядную архитектуру и рабочий объем 3,0 л, как у предшественника серии N57, но по некоторым комплектующим унифицирован с другими двигателями концерна, у него новые блок цилиндров и система охлаждения. Прежний трехнаддувный мотор имеет два малоинерционных нагнетателя высокого давления и одну «турбину» низкого давления, которые вступают в работу последовательно. У нового же топового дизеля вместо одного большого нагнетателя низкого давления также будут установлены два агрегата поменьше.
По словам мотористов BMW, такая замена не сказалась на массе двигателя, а затраты на производство окажутся даже ниже. «Турбины» включаются в работу последовательно, но логика управления изменена, а один из компрессоров высокого давления вступает в игру только во время напористого разгона — и лишь после того, как коленвал раскрутится до 2500 об/мин. Вдобавок давление впрыска увеличено c 2200 до 2500 бар.
Прирост максимальной отдачи не впечатляет: мощность выросла с 381 до 400 л.с., а крутящий момент — с 740 до 760 Нм. Впрочем, тяга пока ограничена возможностями нынешнего восьмиступенчатого «автомата» ZF: с появлением новой коробки передач ограничение будет снято и пиковый момент превысит 800 Нм. Но соль четырехнаддувной схемы в другом: 450 Нм тяги доступны уже при 1000 об/мин! Мотор должен бодро раскручиваться с холостых оборотов, хотя пик крутящего момента достигается в том же диапазоне, что и у предшественника: от 2000 до 3000 об/мин. Седан BMW 750d xDrive с новым дизелем разгоняется с места до 100 км/ч всего за 4,6 с — на 0,3 с быстрее прежней модели с трехнаддувным мотором (длиннобазная версия медленнее на 0,1 с). А паспортный расход снижен на 11%: в среднем до 5,9 л/100 км.
На сегодня это самый мощный «легковой» шестицилиндровый дизель в мире, и по отдаче он лишь немногим уступает моторам V8 прошлого поколения у конкурентов. Однако в Audi уже сделали следующий шаг в развитии «наддувных технологий». Кроссовер SQ7 оснащен дизелем V8 4.0 TDI с тремя компрессорами, один из которых имеет электропривод! Электронаддув позволяет компрессору вступать в работу моментально по команде электроники, не дожидаясь увеличения потока выхлопных газов и раскрутки турбинного колеса. В итоге исчезает эффект турбоямы и максимальный крутящий момент доступен уже с холостых оборотов. Дизель у Audi SQ7 развивает 435 л.с. и 900 Нм, причем вся тяга доступна уже с 1000 об/мин!
В BMW еще не заявляли о скором переходе на электронаддув, а от дизелей V8 отказались еще в 2008 году. Поэтому четырехнаддувник B57 пока будет самым передовым и мощным дизелем компании — впоследствии он появится на «пятерке» BMW нового поколения, кроссоверах X5, X6 и грядущем флагмане X7. А седан BMW 750d xDrive в Европе начнут продавать уже в июле.