Польша и Турция приостановили грузоперевозки с Россией
В соответствии с действующим договором о международном автомобильном сообщении в начале каждого года транспортные ведомства России и государств, заинтересованных в грузоперевозках по ее территории, должны согласовывать количество разрешений для перевозчиков с обеих сторон. Иными словами, ежегодно должно определяться количество иностранных грузовиков, которые могут въехать в нашу страну, и наших, которым разрешено пересечь границу соседнего государства. 1 февраля истек срок действия такого соглашения, но согласовать условия сотрудничества и продлить договора с Польшей и Турцией пока что не удалось.
Причиной приостановки грузового автосообщения с Турцией стал указ президента России от 28 ноября 2015 года №583 о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики. Министерство транспорта предложило Турции всего лишь две тысячи разрешений на перевозку грузов — в четыре раза меньше, чем в прошлом году. Турецкая сторона отказалась продлевать договор на таких условиях.
Поводом к конфликту с Польшей и взаимному запрету на передвижение грузовиков также стало недовольство количеством разрешений. Польская сторона потребовала увеличить квоту до 100 тысяч пропусков. Повлияли и изменения в Федеральный закон Российской Федерации №362-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Согласно внесенным поправкам, правила перевозок ужесточились. Как объяснили в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), новое законодательство устранило лазейку, пользуясь которой, иностранные перевозчики доставляли в Россию грузы из третьих стран под прикрытием льготного двустороннего режима перевозки. Дело в том, что число разрешений на перевозку по льготному тарифу непосредственно из Польши в Россию много больше, чем количество таких разрешений для третьих государств — транзитом через Польшу. Грузы, доставленные из других стран Евросоюза, обретали поддельные документы и были якобы вывезены из Польши. В итоге благодаря таким схемам более 70% перевозок между двумя странами осуществляли польские дальнобойщики, а российские оказывались с ними в неравных условиях. Обновленный же закон «прикрепил» груз не к месту фактической погрузки, а к непосредственному отправителю, что поставило крест на незаконной схеме с переделкой документов.
Польская сторона комментирует ситуацию иначе. По мнению заместителя министра инфраструктуры и строительства Польши Ежи Шмита, Россия в одностороннем порядке изменила правила, чтобы вытеснить польских перевозчиков с рынка. Шмит потребовал отмены недавно введенных нормативных актов и сослался на Соглашение о международном автомобильном сообщении, подписанное в 1996 году. По его мнению, деление грузов на транзитные и двусторонние по стране-отправителю, а не по месту погрузки некорректно. Он предложил считать все грузы с территории Евросоюза «равноправными».
Польские транспортные органы (равно как и турецкие) до сих пор не определили количество разрешений для российских перевозчиков. Между тем, пробег из России в обход Польши (через Украину) может увеличить стоимость перевозки как минимум в полтора раза. Пока же, как и в случае с Турцией, грузовое сообщение с Польшей приостановлено, и все российские грузовики должны покинуть ее территорию до 15 февраля. На транзитный проезд тоже наложен запрет. Переговоры по поводу возобновления сообщения продолжаются.