Re:Nissan: стратегия выживания на фоне убытков и новый Skyline

Компания Nissan подвела итоги 2024 финансового года, который по японским законам завершился 31 марта 2025-го. Финальные цифры наглядно показали глубину кризиса, в котором оказался автопроизводитель. По сравнению с 2023 финансовым годом общий доход компании почти не изменился (85,5 млрд долларов), но операционная прибыль рухнула более чем в восемь раз (до 473 млн долларов), операционная маржа сократилась с 4,5% до 0,6%, а вместо чистой прибыли (2,9 млрд долларов в 2023 финансовом году) Nissan показал убыток в размере 4,5 млрд долларов. Словом, неспроста последние полгода руководство компании потратило на поиск новых инвесторов и партнеров. Увы, пока безрезультатно.
Впрочем, антикризисный план подготовлен внутри самой компании. Он называется Re:Nissan, а представил его новый глава компании Айван Эспиноса, назначенный в минувшем марте. Главная задача новой стратегии — сэкономить 500 млрд иен (3,4 млрд долларов) в уже начавшемся 2025 финансовом году и вновь выйти на чистую прибыль в 2026-м. Эта сумма разделена поровну между переменными и постоянными расходами. Задачи по сокращению переменных расходов сформулированы довольно размыто: повышение эффективности труда, заморозка некоторых проектов, а также сокращение пула поставщиков.
Меры по сокращению постоянных расходов определены намного четче, и они действительно жесткие. К 2027 году Nissan намерен сократить 20 тысяч рабочих по всему миру (сюда включено ранее объявленное сокращение девяти тысяч сотрудников) и закрыть семь заводов из ныне работающих семнадцати. Отменено строительство собственного аккумуляторного завода на японском острове Кюсю. Наконец, в компании планируют сократить затраты на инжиниринг и уменьшить среднюю оплату почасовой работы на 20%. При этом уровень общего дохода в 2025 году должен остаться на прежнем уровне (около 85 млрд долларов).
Обозначены и долгосрочные планы. К 2035 году Nissan намерен сократить количество используемых автомобильных платформ с тринадцати до семи, а номенклатуру комплектующих уменьшить аж на 70%. Срок разработки первой модели нового семейства должен сократиться до 37 месяцев, а последующих соплатформенных моделей — до 30 месяцев. Для достижения всех этих целей будет расширено сотрудничество с основными партнерами — это Renault в Европе, Mitsubishi и Honda в Японии (оформленный в прошлом году электромобильный альянс с Хондой еще в строю), а также Dongfeng в Китае.
Ближайшие премьеры Nissan анонсировал еще в марте, но сейчас объявлено о еще трех важных проектах. Это компактный кроссовер Infiniti, глобальный кроссовер C-сегмента под маркой Nissan, а также… Nissan Skyline нового поколения! Выпускаемый сейчас Skyline — это разновидность седана Infiniti Q50 образца 2014 года, причем «пятидесятка» уже исчезла с большинства рынков и было объявлено, что она останется без прямого наследника. Новый Skyline должен стать одной ключевых моделей для имиджа компании, наряду с внедорожником Nissan Patrol и спорткаром Nissan Z. Однако сроки появления нового Скайлайна пока не обозначены.