Tesla Model 3 на подходе, но что-то идет не так
Новая порция известий от калифорнийской компании Tesla. Ее глава Илон Маск объявил, что первые серийные седаны Tesla Model 3 будут выпущены 7 июля, а продажи начнутся ровно через три недели — 28 июля. Правда, в этом месяце сделают только 30 машин, в августе — еще 150, в сентябре — 1500, а к концу года компания надеется выйти на запланированный объем производства: 20 тысяч «троек» в месяц. А в следующем году даже удвоить этот показатель. Напомним, что на Model 3 поступило без малого 500 тысяч заказов с возвратным депозитом в тысячу долларов, поэтому последним клиентам в этой очереди придется ждать машину до конца будущего года. Если, конечно, все пойдет как надо.
Не секрет, что производство «тройки» готовилось ударными темпами, чтобы избежать привычных для фирмы задержек. Например, выпуск кроссовера Tesla Model X откладывался несколько раз и начался через полтора года после первоначально назначенной даты. Чтобы поскорее поставить Model 3 на конвейер, компании пришлось пойти на технологический эксперимент: отказаться от привычной для всех автопроизводителей фазы тестового производства. Фирма уверяет, что поставщики подготовили высокоточное оборудование, учитывая этот нюанс. И все же первыми покупателями седанов станут исключительно сотрудники самой компании и фирм-партнеров — значит, сомнения в верности такой тактики все же есть.
Столь большую очередь Tesla Model 3 собрала благодаря относительно невысокой цене — от 35 тысяч долларов без учета правительственной субсидии 7500 долларов. Но и здесь не все просто. По последним сообщениям, несколько американских штатов ввиду растущей популярности электромобилей готовятся отменить налоговые льготы. А в некоторых штатах владельцам придется платить сбор за регистрацию электрических автомобилей и аналог дорожного налога: в большинстве случаев он составляет 100—200 долларов в год. Законодатели рассуждают так: если владельцы «электричек» не покупают бензин, в стоимость которого заложен налог на дорожное строительство, то рост парка таких машин ведет к потерям бюджета.
Самая же серьезная проблема для Теслы — это угроза потерять право на правительственную льготу 7500 долларов на машину. Ведь такая субсидия действует только до выпуска производителем первых 200 тысяч автомобилей. А возможность увеличения квоты при нынешней американской администрации, которая относится к электромобильной эйфории куда холоднее прежней, весьма маловероятна. В ценовом сегменте около 30 тысяч долларов удорожание автомобиля на четверть станет для клиентов очень чувствительным.
Ситуация парадоксальная: Тесле невыгодно массовое производство. Тем более что сотни тысяч электромобилей просто негде обслуживать: на начало этого года во всем мире у компании насчитывалось лишь 250 сервисных центров, а в течение этого года их количество вырастет максимум на 30%.
Но отступать амбициозному Илону Маску уже некуда.