Тонировка, медосвидетельствование и эвакуация: какие законы готовят для автомобилистов?

Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству одобрил сразу три законопроекта, которые касаются автомобилистов. В статье 12.5 Кодекса об административных нарушениях депутаты предлагают увеличить штраф за тонировку стекол с 500 до 1500 рублей. За повторное нарушение хотят ввести штраф до 5000 рублей или лишение прав на срок от одного до трех месяцев. Напомним, что, согласно техническому регламенту, светопропускаемость ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей не должна быть менее 70%. С 2014 года инспекторы перестали снимать регистрационные номера у автомобилистов, нарушающих это правило, что привело к новой волне затонированных машин на дорогах. Законопроект рекомендован к принятию в первом чтении.

В статье 27.12 депутаты предлагают упростить процедуру медицинского освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения. В настоящее время сотрудники ГИБДД и медицинские работники должны при проверке состояния водителя заполнить шесть документов. Сначала, если инспектор заметил признаки опьянения, он обязан составить протокол об отстранении от управления транспортным средством, пригласить понятых и попросить автомобилиста подышать в алкотестер, оформив при этом соответствующий документ и записав процедуру на видео. Если водитель не согласен с результатами или не хочет проходить процедуру, сотрудник ГИБДД пишет протокол направления на медицинское освидетельствование, а врачи составляют акт о состоянии опьянения. В случае, если водитель признан пьяным, то инспектору нужно оформить еще два протокола: об административном правонарушении и о задержании транспортного средства, — а копии вручить нарушителю.
По мнению инициаторов поправок, столь сложная процедура заполнения актов и протоколов избыточна, отнимает время и требует занятости сразу двоих сотрудников Госавтоинспекции. Более того, по сведениям депутатов, некоторые водители успевают скрыться, пока инспектор заполняет «бумажки», или совершают агрессивные действия. В законопроекте предлагается разрешить отстранять водителей от управления без составления специального протокола, а тех, у кого заметят признаки наркотического опьянения, отправлять на медицинскую экспертизу без «продувки» на алкотестере.

Инициатор поправок Вячеслав Лысаков ранее заявлял, что принятие закона пройдет в ближайшие месяцы, а к лету он уже может вступить в силу. Но все это, вероятно, станет очередным поводом для взяток, ведь сотрудник ГИБДД получит возможность отправить любого водителя на освидетельствование без достаточных на то оснований. Процедура эта занимает несколько часов — естественно, у нарушителей будет соблазн «решить вопрос на месте»…

В статью 27.13 КоАПа планируется внести поправки, разрешающие платить за эвакуацию машины на штрафстоянку после «высвобождения» транспортного средства. Сейчас, чтобы получить обратно свой эвакуированный автомобиль, нужно сначала заплатить за оказанную «услугу». Инициаторы законопроекта считают, что в этой ситуации должно действовать то же правило, что и со штрафами за административные правонарушения: 10 дней на обжалование и еще 60 дней на оплату. Еще разработчики поправок хотят внести ясность в механизм расчета оплаты за принудительную эвакуацию и передать эту функцию Федеральной антимонопольной службе. В Москве стоимость перемещения и хранения автомобиля может доходить до 7000 рублей для легковых машин и до 47 тысяч для грузовых, а самый низкий тариф действует сейчас в Псковской области — 1500 рублей. Сутки хранения автомобиля на штрафстоянке в Москве стоят от 500 до 3000 рублей. При обсуждении законопроекта высказывалось предложение, что расценки должны устанавливаться в зависимости от массы автомобиля, а не исходя из мощности двигателя, как сейчас. Этот законопроект год назад приняли в первом чтении, затем доработали — и теперь профильный комитет рекомендует принять его во втором чтении.

Одновременно в другом думском комитете (по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству) проходило обсуждение поправок к Уголовному кодексу, приравнивающих незаконную эвакуацию автомобиля к угону. Разработчики закона предлагали наказывать сотрудников эвакуационных служб штрафом в размере до 200 тысяч рублей, принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы сроком до семи лет. В пояснительной записке депутаты заявили, что действия эвакуаторщиков все больше коммерциализируются и направлены на получение прибыли, а за 2014 год в Москве было вынесено примерно 600 тысяч незаконных постановлений на сумму более 1,8 млрд рублей. Но профильный комитет этот законопроект отклонил.

Рекомендованные статьи