Участок трассы М1 Беларусь может стать платным

Задумка реконструировать и перевести на платную основу федеральную трассу М1 Беларусь была задокументирована еще семь лет назад в изданной правительством Программе деятельности государственной компании Автодор на 2010—2020 годы. Но только сейчас первой ласточкой этого проекта стало общественное слушание по поводу участка с 33 по 84 км Минского шоссе от Голицыно до Дорохово, прошедшее в подмосковном городе Одинцово. Формально на слушании должны были обсуждать проект межевания территорий и переноса инженерных коммуникаций для подготовки под реконструкцию, но местных жителей больше интересовало то, как в целом планируется организовать дорожное движение на этом участке, а не перекладка сетей. Ведь об идее сделать 50-километровый отрезок платным жители Одинцовского района услышали впервые.

Согласно представленному проекту, к 2018 году на отрезке 33—84 км планируется расширение дороги с четырех полос до восьми, строительство надземных пешеходных переходов вместо «зебр» и ликвидация одноуровневых пересечений с другими дорогами. Платными станут центральные четыре полосы участка, а по бокам сделают альтернативные бесплатные дублеры, по которым также будут проходить маршруты общественного транспорта. Причем на дублерах с каждой стороны будет двустороннее движение, то есть одна полоса в область, другая — в Москву. Платному участку собираются присвоить категорию IБ (скоростная четырехполосная дорога с разделенными встречными потоками), а дублерам — категорию II (нескоростная дорога).

Пункты взимания оплаты по плану должны появиться в Голицыно и Кубинке. Присутствовавший на заседании представитель компании Автодор назвал предварительную стоимость проезда для легковых автомобилей: 5 рублей за километр, то есть 255 рублей за весь участок. Цель проекта — разделить потоки местных автомобилистов (трассой активно пользуются жители Краснознаменска и Кубинки, а также дачники) и транзитных, следующих в Белоруссию, плюс разгрузить Минское и Можайское шоссе. Съезды на второстепенные дороги будут только с дублеров, а с платной магистрали можно будет попасть только в крупные населенные пункты.

По словам сотрудника Автодора, при реализации проекта будет применено государственно-частное партнерство в виде концессионного соглашения. Частные инвестиции, по предварительному подсчету, составят 60%. Так что конечная стоимость проезда зависит от концессионера, которого выберут в течение этого года, если идею окончательно одобрят в правительстве. Задумка расширить трассу и ввести плату за проезд ожидаемо вызвала бурную критику участников слушаний. Тем не менее, публичные слушания не имеют юридической силы, а носят лишь рекомендательный характер.