Никита Гудков о встрече с новой спортивной версией Clio RS Cup

Фото: компания Renault

 «Любовь здесь больше не живет», - констатировал Владимир Мельников после мимолетной встречи с новым Renault Clio RS. Но, может, любви достойна более спортивная версия Clio RS Cup?

Начнем с хорошего: в Россию уже едет первая партия из 70 Clio RS. Володино предсказание сбылось, и, несмотря ни на что, Clio RS стоит всего миллион рублей - миллион и 45 тысяч, если быть точным. К примеру, Renault Megane RS дороже на 172 тысячи рублей.

Причем мой Clio RS - с более жесткой подвеской Cup, на которую так надеялся Мельников. Доплата - 35 тысяч рублей. Стоит ли?

Фирменная метка верхней точки обода руля есть и на обычном Clio RS, и в версии Cup
Весь декор сделан со вкусом, кроме этой дешевой нашлепки
0 / 0

Я еду по французскому «авторуту» на гоночную трассу Circuit de l'Ouest Parisien Pro'Pulsion под Парижем - и испытываю полное дежавю. Три года назад именно здесь я чувствовал щенячий восторг от Clio RS прошлого поколения: насколько острее, точнее, веселее он был, чем только появившийся тогда Megane RS!

Но новая машинка - другая.

Краткое нажатие на кнопку RS Drive активирует режим Sport: обостряются реакции на педаль газа, обороты холостого хода поднимаются с 750 до 1000 об/мин, коробка передач, электроусилитель руля и система стабилизации переходят на спортивные алгоритмы работы. Если кнопку подержать несколько секунд, зеленая лампочка Renault Sport в комбинации приборов станет оранжевой, и в режиме Race водитель останется один на один с машиной. Переключение передач — только вручную, вся ездовая электроника отключена

Пружины подвески версии Cup действительно на 27 процентов жестче (зад­ние - ровно на двадцать), но в целом по сравнению с машиной прошлого поколения они, наоборот, стали примерно на 20 процентов мягче - угловую жесткость подвески постарались оставить на прежнем уровне при помощи более жестких стабилизаторов поперечной устойчивости. Крены - заметные, под сброс газа машинка заныривает внутрь неохотно. Турбомотор Nissan 1.6 под уверенное бубнение начинает разгон уже с 1500 об/мин, а с трех до шести тысяч крутящего момента более чем достаточно. Но хочешь ли ты сменить траекторию, добавить или убавить тягу, переключить передачу лепестком на рулевой колонке - и чувствуешь задержку. Где бритвенная острота прежнего Clio RS?

Яркие детали оживляют и без того веселый салон, отделанный неплохой пластмассой. Но руль по спортивным меркам крупноват

«Робот» Getrag с двумя сцеплениями переключается довольно споро - за 200мс в режиме Sport и менее чем за 150 мс в гоночном «ручном» режиме Race, - но запаздывания все же чувствуются. Французы уверяют, что скоро изменят программу управления и сделают коробку более отзывчивой. А вот задержку отклика турбомотора никуда не деть...

Передние сиденья не выглядят спортивными, но за счет развитых боковых валиков отлично держат тело, да и в дальней дороге не утомляют
Плоский задний диван тесноват, но к нему хот­я бы есть доступ через отдельные двери — не то что на прошлом Clio RS
0 / 0

Зато - универсальность. Пятидверный кузов, в котором на задних сиденьях будет удобно даже людям среднего роста. Комфортная подвеска, с которой не грех и «на дальняк» съездить - если бы только не донимал сильный аэродинамический шум в районе передних стоек. Достаточный клиренс: по сравнению с обычным Clio машина занижена всего на несколько миллиметров, и даже версия Cup опустилась относительно обычного Clio RS всего на 3 мм. На обычных дорогах «робот» отлично адаптируется к стилю езды и переключается относительно плавно. «Механики», кстати, не планируется - в модельном ряду нового Clio шестиступенчатых коробок нет. Теоретически можно было бы взять такой силовой агрегат от кроссовера Nissan Juke, но под него надо разрабатывать оригинальный привод переключения передач. А денег на это никто не даст.

На гоночной трассе можно использовать данные с GPS для записи времени и параметров прохождения круга
На центральный экран R-Link можно вывести огромное количество информации о работе систем автомобиля — вплоть до процента пробуксовки ведущих колес и давления в тормозной системе.
0 / 0

Ограниченный бюджет - вот что определило контуры нового Clio RS. На его разработку (вместе со 120-сильной слегка «подогретой» версией Clio GT для европейских рынков) потратили примерно в два раза меньше, чем на Clio RS прошлого поколения! Самое главное - надо было оставить полностью стандартным кузов, тогда как у Clio RS III были не только оригинальные передние пластмассовые крылья, но и дорогущие в производстве расширенные задние колесные арки. Теперь же стандартные ниши для колес ограничили колею (она на 15-20 мм уже) и размер шин - их ширина 205 мм, на 10 мм меньше, чем прежде. Места для подвески с вынесенными поворотными кулаками попросту не нашлось: спереди обычные стойки McPherson.

Цифровой спидометр и индикация номера включенной передачи даже в «автомате» — это дело! Но на такой «заряженной» машине я бы не отказался и от указателя температуры охлаждающей жидкости
Лепестки переключения передач крепятся на р­улевой колонке — точно так же сделано и на гоночном Clio
0 / 0

«Если бы с узкими шинами я настроил подвеску как раньше, поворачиваемость была бы слишком недостаточной», - делится со мной Фабьен Бертомье, создававший шасси нового Clio RS. «Недостаточности» добавляет и развесовка - из-за того что «робот» примерно на 20кг тяжелее «механики», на переднюю ось приходится около 65 процентов снаряженной массы! А стандартный кузов вынудил еще и сократить ход сжатия подвесок примерно на 10 мм.

Багажник отделан простенько, а подпола у него нет — не положишь даже докатку!
При опущенных передних подголовниках их штыри заметно выпирают через мягкую спинку сиденья
0 / 0

Хорошо, что турецкая компания Meysan Mando, новый поставщик амортизаторов для всего модельного ряда нового Clio, согласилась поставлять по приемлемой цене амортизаторы с гидравлическими буферами сжатия. Этой гоночной технологии, пришедшей из мира ралли-рейдов, уже лет 15-20, и она даже применялась на мелкосерийных Clio RS еще второго поколения. Но в таком массовом масштабе - впервые. Если на Clio RS полиуретановый буфер хода сжатия начинал работать даже в поворотах - кренясь, машина ложилась на него и догружала своим весом наружные шины, - то теперь его длина сократилась с 70мм до всего лишь 26 мм. И буфер нужен лишь для страховки гидравлической «подушки» в случае попадания в совсем уж глубокие ямы.

По сравнению с Clio RS прошлого поколения центр тяжести опустился всего на 3 мм — до высоты 515 мм. Кузов от обычного Clio вынудил применить шины редкого размера — 205/45 R17 или 205/40 R18

Правда, я особой подвесочной магии не почувствовал. Подвеска просто качественно и благородно отрабатывает все неровности - и делает это заметно мягче, чем раньше. «Если Clio RS III был скорее кольцевой машиной, приспособленной к обычным дорогам, то нынешний по своей толерантности ближе к раллийной идеологии», - радуется Бертомье. Но я возражаю: на той стандартной подвеске ты запросто мог выехать на трек-день в Мячково или на Moscow Raceway. А с нынешней - ни на трек, ни даже в любительское ралли. Слишком мягко.

Больше десяти лет национальные Кубки Clio вместе с Еврокубком остаются одними из самых конкурентных молодежных серий в мире. Производство машин нового поколения стартовало в прошлом году — одновременно с серийными. Здесь тоже не обошлось без экономии: некоторые узлы и агрегаты взяли от раллийного Clio R3 (АР №4, 2014). Подрулевые лепестки электропривода переключения передач сменили механическую «кочергу» на рулевой колонке, и управление всеми системами выведено на кнопки на руле, как у «больших» туринговых автомобилей. Мотор 1.6 Turbo изначально попытались форсировать до 250—260 л.с., но столкнувшись с проблемами с охлаждением, мощность ограничили на уровне 235 л.с. Раллийная версия, подготовленная по классу R3T, появится на свет в середине года

Ради экономии оставили и стандартный рулевой механизм - разве что за счет новых поворотных кулаков передаточное отношение привода уменьшили с 15:1 до 14,5:1, но в крутых поворотах руль приходится перехватывать.

Задний диффузор дает 80 процентов прижимной силы на задней оси, остальные 20 обеспечивает спойлер

Тормоза теперь с плавающими скобами, а не многопоршневые - передние от Лагуны V6, задние от обычного Мегана. Пока они холодные, тормозит машина заметно стабильнее прежнего «вертлявого» Clio RS. Но на гоночной трассе тормоза «поплыли» уже круга через два-три. А механическую блокировку дифференциала в Renault Sport и рады были бы поставить, но ее не предлагает производитель трансмиссии, фирма Getrag.

В передней подвеске применены оригинальные поворотные кулаки — не такие, как на обычном Clio. Суппорты, окрашенные в красный цвет, — единственное визуальное отличие версии Cup. Сами тормоза при этом такие же, как у базового Clio RS

Так что да здравствует тюнинг! Ниссановский двигатель можно легко форсировать с нынешних 200 л.с. до 220-230л.с., и не сомневайтесь - рано или поздно такая версия появится даже в заводском исполнении. А с доработками «матчасти» можно поднять мощность примерно до 280 л.с. Правда, «робот» Getrag может «переварить» входной крутящий момент лишь до 280 Нм, а уже сейчас мотор выдает 240 Нм. На гоночном Clio для монокубков эту коробку передач меняют на кулачковую трансмиссию Sadev (хотя Volkswagen использует серийные «роботы» DSG и гоночных моносериях), а для дорожных серий с ней все-таки что-то придется придумывать.

Стрелкой показан звуковод, транслирующий в салон гортанный звук мотора. Он негромок, и его всегда можно дополнить синтезацией звука одного из десятка других двигателей при помощи системы R-Sound
В поворотах электронная имитация блокировки дифференциала работает превентивно, заранее притормаживая передние колеса на основании данных о крутизне поворота, полученных вычислением разницы скоростей вращения задних колес. В режиме Race «блокировка» отключается
0 / 0

Главное, что Renault Clio RS вообще решили поставлять в Россию. Универсальность наверняка привлечет новых клиентов - даже такой бескомпромиссный спорткар, как Toyota GT86, у нас в основном покупают с «автоматом». Поэтому и у «автоматизированного» Clio RS шансы хорошие. А уж если вспомнить о звуковом синтезаторе R-sound или продвинутом л­аунч-контроле, о котором подробно рассказывал Мельников…

А любовь вообще штука сложная.

Ниссановский турбомотор 1.6 настроен чуть иначе, чем на кроссовере Nissan Juke Nismo, — при той же мощнос­ти 200 л.с. на Clio RS он выдает на 10 Нм меньше крутящего ­момента, но эти 240 Нм доступны в более широком диапазоне: от 1750 до 5700 об/мин. «Робот» Getrag 6DCT250, который в Renault носит код EDC, имеет два сухих сцепления и шесть передач. Его вес — более 70 кг! Под брендом PowerShift эта же к­оробка передач ставится на автомобили Ford

Паспортные данные
Автомобиль Renault Clio RS
Тип кузова пятидверный хэтчбек
Размеры, мм длина 4090
ширина 1732
высота 1432
колесная база 2589
колея спереди/сзади 1504/1500
Объем багажника, л 300/1146*
Снаряженная масса, кг 1364
Двигатель бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, см3 1618
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 79,7/81,1
Степень сжатия 9,5:1
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 200/147/6000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 240/1750-5700
Коробка передач роботизированная, преселективная, 6-ступенчатая
Привод передний
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная
Диаметр тормозных дисков, мм передних 320
задних 280
Передаточное отношение рулевого привода 14,5:1
Количество оборотов руля от упора до упора 2,7
Шины 205/45 R17 или 205/40 R18
Максимальная скорость, км/ч 230
Время разгона 0-100 км/ч, с 6,7
Емкость топливного бака, л 45
Расход топлива, л/100 км городской цикл 8,1
загородный цикл 5,1
смешанный цикл 6,3
Топливо бензин АИ-95
* Со сложенными спинками задних сидений

Два веселых литра

Больше двадцати лет «горячие» Clio оснащались двухлитровыми атмосферными моторами. А первым - и одним из самых известных - был хэтчбек Renault Clio Williams 1993 года. Мне повезло прокатиться на таком.

Название - в честь победы команды Williams в чемпионате F1 1992 года с моторами Renault. Изначально в отделении Renault Sport планировали построить только омологационную партию в 2500 машин для гоночных целей, но спрос оказался в несколько раз больше. Моя машина - 1995 года, из последней рестайлинговой серии.

Приборы с контрастными шкалами и стрелками — образец удобства! Внутри светофильт­ров контрольных ламп включенного освещения есть просветленные «точки», которые облегчают видимость сигнала на солнце
Посадка высокая, эргономика — на уровне начала девяностых. На машинах первой серии под кнопкой «аварийки» справа от руля была табличка с серийным номером
Компоновка моторного отсека очень плотная, как на легендарном хэтчбеке Lancia Delta Integrale, но турбонаддува здесь нет
0 / 0

Двухлитровый шестнадцатиклапанный мотор F7R - родственник восьмиклапанников Renault, устанавливавшихся на Москвич Святогор. За основу в Renault Sport взяли двигатель 1.8, установив в него коленчатый вал от дизеля. Мощность - 150 л.с. В глубоких и мягких сиденьях от Renault 19 сидишь высоко, ноги по французской традиции поджаты под себя. Пластмассовый руль немного смещен вправо, сцепление невнятное, «переключалка» не лучше… Но чуть тронул легковесную педаль газа - и мотор отзывчиво, без недовольства сменил обороты, а машинка ускорилась. «Ношу» в 990кг двигатель будто не замечает и с особым удовольствием живет в диапазоне между 4000 и 6500 об/мин. Тут кстати и дополнительные приборы справа от контрастного основного щитка, показывающие уровень, температуру и давление масла.

Когда-то у меня был Peugeot 205 GTI 1991 года, и по сравнению с ним Clio Williams воспринимается более динамичным, взрослым, комфортным, но не столь интересным и отзывчивым в поворотах. Гидроусилитель руля слабо помогает при парковке, в виражах «затуманивает» вроде бы правильное реактивное усилие. Такого ощущения езды на карте, какое возникало за баранкой «двести пятого», Clio Williams подарить не может - в поворотах не кренится, но едет «на морде». Нет, это не недостаточная поворачиваемость - скорее, отсутствие избыточной. Но Peugeot был еще «нейтральнее» - и оттого веселее!

Тормоза лишены АБС, зато Clio Williams благородно «глотает» кочки, довольно тих для маленькой машинки начала 90-х, а мягкий велюр отделки хочется гладить и гладить. Сегодня найти Renault Clio Williams в таком состоянии - огромная удача: цены растут и зачастую превышают 20 тысяч евро, тогда как новый Clio RS во Франции обойдется в 27 тысяч евро.

Рекомендованные статьи