В чем причины рокировки Ферстаппена и Квята? Кто тянет вверх самого юного гонщика чемпионата мира?

В этой колонке про увольнение Квята  практически ничего не будет про самого Квята. Макс Ферстаппен должен был перейти в Red Bull уже в ходе сезона гонкой раньше, гонкой позже, но это случилось бы. Сочинские коллизии только дали для рокировки повод. Успехи или ошибки Дани в нынешнем году не имели особого значения. Это нужно очень хорошо осознать  прежде всего самому российскому гонщику, чтобы адекватно воспринимать ту ситуацию, в которую он попал и в которой от него почти ничего не зависело.

Когда в 2001 году Петер Заубер решил посадить в кокпит недостаточно опытного и слишком молодого финского новичка, это вызвало в паддоке нешуточное волнение. Многие действующие пилоты Формулы-1 высказывались о недопустимости появления в пелотоне «недорослей», сомнения выражал и тогдашний глава FIA Макс Мосли. Даже суперлицензию финну выдали временную, чтобы легко было отозвать, если парень оплошает. Стоит ли говорить, что блестящий дебют Кими Райкконена и его дальнейшая звездная карьера заставили взглянуть на проблему по-другому. Спустя полтора десятилетия никого не удивляет появление в Формуле-1 очень молодых людей. Более того, молодость стала определенной «фишкой», которая позволяет дебютанту чемпионата мира сразу приобрести большое количество поклонников и привлекает к нему внимание.

Дружная четверка гонщиков Red Bull и Toro Rosso, раздираемая внутренними противоречиями. Снимок сделан в Шанхае, впереди Сочи и рокировка...

В этом плане Макс Ферстаппен перещеголял всех  и останется непревзойденным, поскольку теперь правила изменили и больше 17-летних школьников в Формулу-1 не допустят. Уже в самом попадании Ферстаппена в молодежную программу Red Bull сошлись две причины, которые два года спустя приведут к его «обмену» с Квятом. Первая причина  агрессивный, на грани шантажа, нажим окружения юного гонщика, прежде всего его отца Йоса Ферстаппена. Вторая  желание руководства Red Bull снять свои рекламные дивиденды с аттракциона «самый юный пилот Формулы-1 в истории».

Разберемся с первой причиной. Да, сыновья гонщиков часто рождаются, что называется, с бензином в крови. Многие из них выбирают ту же самую карьеру, что и отцы  а некоторые еще и добиваются значительных успехов. При этом бывшие пилоты, разумеется, передают детям свой опыт и опекают их  а иногда даже работают менеджерами. Но смешно было бы говорить, например, что именно Кеке Росбергу обязан своей яркой карьерой сын Нико, а Кевина Магнуссена когда-то взяли в McLaren, потому что за него замолвил словечко его отец Ян.

Ситуация Макса Ферстаппена и его брутального папаши Йоса принципиально иная. Здесь налицо классический случай, который психологи называют родительской проекцией. Родители, о чем-то страстно мечтавшие, но не добившиеся этого в своей собственной жизни, делают все возможное, чтобы этих целей достигли хотя бы их дети. Йос, как и любой молодой парень, занимающийся автоспортом, хотел стать великим гонщиком. Не вышло. Более того, ему не повезло в свой первый же формульный сезон (1994 год, команда Benetton) оказаться в одной команде с великим Михаэлем Шумахером. Талант Шумми очень ярко высвечивал ту скромную меру способностей, которая была отпущена его напарникам… А ведь тот сезон был лучшим в карьере Йоса, все остальное время он выступал за откровенно слабые команды  и повесил шлем на гвоздь с репутацией середняка. Но сын-то у него точно уж должен стать великим!   

Руководитель Red Bull Кристиан Хорнер всегда поддерживал Квята, но без раздумий пожертвовал им ради неких высших интересов

Карьеру Максу выстроил его отец. Именно он условием участия в молодежной программе Red Bull ставил твердые гарантии дебюта в Формуле-1. Именно он шантажировал слухами о том, что к его сыну проявляют интерес Ferrari и другие хорошие команды (уже неважно, реальным был этот интерес или слухи умело инспирировались). Именно он и сейчас ни на миг не ослабляет прессинг по отношению к нынешним работодателям сына.

Но в продвижении Ферстаппена-младшего заинтересован и сам Red Bull. Как говорил герой одного популярного телефильма, молодость  это недостаток, который быстро проходит. В прошлом году компания Red Bull выжала все соки из темы «самый молодой в истории гонщик чемпионата мира». Теперь настало время подоить тему «самый юный пилот топ-команды». Это для нас рокировка  прежде всего понижение в статусе Даниила Квята. Для всего остального мира не столь уж и важно, кого там из Red Bull уволили или куда-то перевели. Важно, кого взяли в топ-команду! Особенно для тех, кто следит за Формулой-1 вполглаза (а именно за внимание этой «пограничной» аудитории идет сражение  фанаты смотрят и так). Для них это событие означает примерно следующее: тот молодой парень, про которого, помните, говорили в прошлом году – вот сейчас он будет ездить за крутую команду! Правда? Ух ты, посмотрим! И на болид с большой  рекламной надписью будет устремлено повышенное внимание миллионов дополнительных телезрителей.   

После Гран При России Ферстаппен приехал в Милтон-Кейнс на базу Red Bull для подгонки пилотского сиденья и других необходимых работ

Есть и еще одна причина для перевода Ферстаппена в Red Bull. Парень явно «словил звездочку», начал требовать к себе особого отношения команды и до предела обострил свои отношения с партнером. Апофеозом его звездной болезни стало решение по выбору шин в сочинской квалификации, принятое вопреки мнению руководителя Toro Rosso Франца Тоста. С точки зрения командной субординации это нарушение покруче, чем ошибка на трассе, хоть узнало о нем на порядок меньше народа! И вот что интересно. Гоночного инженера Макса за этот проступок уволили  а самого пилота повысили. Есть ли в этом логика? Есть. Молодое дарование надо слегка охладить и привести в чувство  возможно, даже за счет некоторого снижения самооценки. И место в более статусной команде, как ни парадоксально, в этом поможет. 

Агрессия Ферстаппена-младшего достигла невероятных высот, поскольку противостоял ему Карлос Сайнс-младший  интеллигентный сын интеллигентного отца. Но и руководство Toro Rosso уже не могло оставаться в стороне от откровенного неуважения к команде, которую демонстрировала юная «звезда», решившая, что ей все позволено. А в Red Bull не забалуешь! И право на какие-то претензии там еще надо завоевать. Причем противостоять Максу будет опытный Даниэль Риккьярдо  улыбчивый, но довольно жесткий человек. А жесткость Дэна будет проистекать из ситуации. Ему теперь недостаточно просто выигрывать у нового партнера. Ясно, что небольшое преимущество австралийца будут объяснять привыканием Ферстаппена к новой технике, адаптацией в коллективе, молодостью, неопытностью. Чтобы остаться лидером Red Bull (и, возможно, претендентом на место в Ferrari), Даниэль должен растоптать Макса, уничтожить его, стереть в порошок всю его звездность и все его амбиции. Чем Риккьярдо наверняка и планирует заняться, начиная с гонки в Барселоне.

Квят и Ферстаппен поменялись машинами - теперь будем следить за продолжением их соперничества

Выстоит ли юный пилот под таким напором? Если выстоит  перед нами, действительно, будущий чемпион мира. У меня есть ощущение, что прессинг для него будет слишком велик.  Возможно, оно ошибочно  но довольно скоро мы сможем это проверить.

Казалось бы, рокировкой Ферстаппена и Квята гоночный холдинг Red Bull решил множество своих проблем и достиг нескольких целей. Хельмут Марко, который наверняка был инициатором перемены, теперь рассказывает, что все это делалось и в интересах Квята тоже  дескать, Даниилу дали еще один шанс. Но команда Кристиана Хорнера, тем не менее, этим решением солидно подпортила себе карму. Мы еще продолжим этот разговор, выяснив, что потерял Red Bull и что может приобрести Даня Квят.     

Рекомендованные статьи