В Казахстане завершили производство внедорожников Toyota

13 декабря с конвейера завода СарыаркаАвтоПром (входит в АгромашХолдинг) в Костанае сошел последний внедорожник Toyota Fortuner. По сообщению издания kolesa.kz, местное представительство японской компании подтвердило завершение выпуска модели. Так закончилась непродолжительная история автомобилей Toyota с клеймом «Сделано в Казахстане». Производство полного цикла (со сваркой и окраской кузовов) началось в Костанае весной 2014 года, ему предшествовали шестилетние переговоры с японской стороной и сертификация тойотовцами конвейера со шнуром-андоном.

Планы ставились наполеоновские: продавать ежегодно не менее 3000 внедорожников местной сборки. При том, что в Казахстане Toyota тогда реализовывала по 12 тысяч автомобилей всех моделей в год. А экспорт в Россию не планировался с самого начала: московское представительство Тойоты не собиралось продавать Fortuner по имиджевым соображениям. Но покупателей в Казахстане отпугнула цена: семиместный рамный внедорожник с атмосферной «четверкой» 2.7 (160 л.с., 241 Нм), подключаемым передним приводом и блокировкой заднего дифференциала был оценен минимум в 39,2 тысячи долларов. Примерно за эти же деньги на местном рынке можно было купить двухлетний Land Cruiser Prado. К тому же через год в Таиланде начали выпускать Fortuner следующего поколения, а казахстанский рынок новых автомобилей рухнул почти вполовину.

В результате продажи костанайских Тойот оказались далеки от намеченных. За первый год было реализовано 286 внедорожников, в 2015 году — около 600, а в январе–марте этого года — только 70 машин, после чего производство было приостановлено. По официальной версии — из-за нехватки таиландских машинокомплектов. Позже они были найдены, но делу помогли несильно: всего за одиннадцать месяцев этого года удалось продать чуть больше 200 машин. Хотя цены еще в 2015 году были снижены почти на треть (до 28,5 тысячи долларов).

В итоге вместо трех тысяч ежегодно за все время производства удалось продать всего около тысячи внедорожников. А уже в марте будущего года у автомобиля заканчивается срок действия Одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Понятно, что продлить его без установки блока ЭВАК (казахстанский аналог системы ЭРА-ГЛОНАСС) не получится. Да и сертифицировать надо уже машину нового поколения — с соответствующей переналадкой производства и повышением цен. Поэтому судьба модели Toyota Fortuner в Казахстане была предрешена.

У завода СарыаркаАвтоПром теперь иные приоритеты. В стране набирает обороты китайская марка JAC, уже вошедшая в пятерку лидеров местного рынка. В Костанае крупноузловым методом собирают несколько моделей марки, а в апреле 2017 года должно начаться производство полного цикла — первенцем станет компактный кроссовер JAC S3. В перспективе — поставки этих машин в Россию и Белоруссию. Наверняка сварка и окраска кузовов китайских кроссоверов будут организованы на мощностях, оставшихся после внедорожника Toyota Fortuner.

Рекомендованные статьи