Moscow Classic Grand Prix: верной дорогой идете, товарищи!
Если попытаться выразить те чувства, которые я испытал, побывав 13 июня на первом этапе гоночной серии Moscow Classic Grand Prix, тремя словами, то слова эти будут «быстрее», «ярче» и «сильнее».
Быстрее – потому что советские, в большинстве своем, раритеты никогда еще так шустро не ездили по трассе Moscow Raceway. Оно и немудрено – на четвертый год своего существования детище Александра Смирнова из столичной компании Старое время доросло до серьезного международного соревнования, собрав больше сотни спортсменов из семи стран! Впервые на подмосковное кольцо приехали гости из Германии и Украины, а законодатели моды в гонках на отечественной «классике», латыши, и вовсе выставили на старт сильнейший состав. Подгоняемые друг другом, владельцы гоночных Жигулей, Москвичей, Волг и «формул» выкладывались на трассе по полной, почти без оглядки на возраст – свой собственный и железных коней.
Ярче – потому что чисто спортивный междусобойчик превратился в этом году в настоящий слет ценителей старинной авто- и мототехники, на который съехались гости из многих регионов страны. Да и антураж в гоночном паддоке был соответствующим духу времени – один только марш великовозрастных пионеров чего стоил!
Сильнее – это об общем впечатлении от гонок. В то время, как остальной российский автоспорт, наряду с экономикой страны, пребывает в кризисе, соревнования на раритетах только набирают ход! Причем, в рядах вновь прибывших можно заметить не только известные в гоночных кругах личности (в этом сезоне ряды участников ретро-движения пополнили, например, киевлянин Леонид Протасов, орловец Владимир Черевань и петербуржец Александр Антонов), но и безусых юнцов, которым тоже интересно гонять на «классике»!
Благодаря стараниям все того же Александра Смирнова, подтянулись в гонки из прошлого и журналисты – так, главный редактор За рулем Максим Кадаков оседлал Волгу, а мой коллега из Авторевю Владимир Мельников – Иж-412. Володя, уверен, еще расскажет о своих ощущениях от Moscow Classic Grand Prix на страницах нашего журнала, а пока только сухие факты – впервые сев за руль своего болида за день до гонки, Мельников выиграл в классе Москвич-2000! Правда, тут опять не обошлось без помощи вездесущего Смирнова – Александр выступал на более мощном и быстром Иже, но упустил «золото» из-за проблем со сцеплением в первой гонке.
В этот раз гонщики на Москвичах стартовали совместно с представителями самых быстрых классов – Жигули+ и Youngtimer-1, в котором была собрана разномастная импортная техника. Несмотря на наличие в пелотоне могучего Porsche 911 Александра Дрогина, в итоге верх взяла вовсе не мощность. В условном «абсолюте» быстрейшим оказался уроженец немецкого Лейпцига Даниэль ам Энде, который впервые выкатил на старт экзотический Fiat X1/9. Кстати, своими эффектными обводами, «невесомостью» и прытью он живо напомнил легендарную разработку фирмы Dallara на базе все того же итальянского купе – крохотную машинку с весом всего в 645 килограммов и мощностью свыше двухсот «лошадей»!
В классе Жигули+, где на машину можно устанавливать мотор с рабочим объемом свыше 1600 «кубиков» и применять современные гоночные решения, в споре за победу сошлись представители двух разных дисциплин автоспорта. Первый заезд остался за кольцевиком Михаилом Засадычем, а вот во втором его в плотной борьбе сумел опередить экс-чемпион страны по ралли Евгений Вертунов! В итоге оба москвича набрали равное количество очков, а обладателем «золота», согласно регламенту, объявили победителя второй гонки.
Куда более близкие к стандартным Жигули классов 1600 и 1300 стартовали совместно – правда, первых под Волоколамском собралось 16 штук, а вторых – всего пять. В младшей «кубатуре» не было равных представителям Латвии – Мартиньш Лагздиньш, Айвар Лайпниекс и Янис Бергс уверенно оккупировали весь пьедестал. А вот в старшем классе среди россиян все же нашелся пилот, который смог бросить перчатку куда более искушенным в гонках на «классике» прибалтам. Имя Андрея Козлова должно быть знакомо российским болельщикам со стажем – в 1998 году москвич стал вице-чемпионом страны в классе Супертуризм на «восьмерке». За руль гоночных Жигулей он сел только в этом сезоне – но, тем не менее, Андрей сумел прорваться сквозь плотный строй прибалтов к победе в первой гонке! И хотя во втором заезде Козлов финишировал вторым, набранных очков ему хватило, чтобы опередить в споре за «золото» сильнейших гостей из Латвии, Петериса Лайпниекса и Рудольфса Смитса.
Самыми жесткими и бескомпромиссными, несмотря на запрет контактной борьбы, получились заезды Волг, в которых принимало участие сразу 23 спортсмена. В первом заезде дисквалификацию от судей за грубость заработал один из лидеров нашей «сборной», сибиряк Денис Самсонов, а во втором в завал на старте попали сразу несколько сильных россиян, включая Андрея Чеснокова. Однако нижегородец не опустил руки и, бросившись в погоню за соперниками, за 20-минутный заезд сумел добраться до пятой позиции. Этого (а также «серебра» в первой гонке) Чеснокову хватило, чтобы подняться по итогам этапа на третью ступень пьедестала. Ну а на первых двух расположились примы прибалтийского турнира Dzintara Aplis (Янтарное кольцо), рижане Айнарс Шенфелдс и Антон Долгополов.
С этого года организаторы Moscow Classic Grand Prix разбили «волгарей» на два класса. Первый – для обладателей машин с форсированными двигателями ЗМЗ-402, второй – для владельцев техники с серийными 16-клапанными «406-ми» моторами, которые устанавливались на Волги уже в постсоветские времена. Правда, последние оказались совсем неторопливыми – даже победитель в зачете Волга-406, москвич Иван Коновалов, в обоих заездах отставал от лидеров общего зачета на целую минуту. Зато с надежностью у более современных моторов был полный порядок – шесть представителей нового класса дважды продемонстрировали 100-процентный финиш.
Заезды двух десятков «формул» превратились в настоящий парад уникальной гоночной техники. Тут была и единственная на всем постсоветском пространстве миниатюрная Эстония-18А петербуржца Александра Антонова, и куда более «свежий» Reynard 893 белоруса Валерия Рылько, и футуристического вида болид, построенный на базе Эстонии-21 украинцем Дмитрием Гайдамаченко. Ну а среди массы Эстоний-25, составлявших основу формульного пелотона перед распадом СССР, выделялась машина, приобретенная немецким энтузиастом Хартмутом Хайдике уже в независимой… Грузии!
Лучшим достижением немца на Moscow Raceway стало четвертое место во втором заезде Формулы-Мондиаль, к которой относились болиды с моторами 1.6. А спор за победу и здесь, и в 1300-кубовом классе Формула-Восток, как в старые-добрые советские времена, вели между собой спортсмены из Москвы и Прибалтики. В «старшем» зачете Александр Нестеров, вернувшийся в строй после большого перерыва, опередил в споре за «золото» эстонца Яака Куула и еще многоопытного москвича Александра Потехина, выступавшего на редкой Эстонии-20. Ну а в «младшей» категории латышу Андрису Грикису в обоих заездах удалось дистанцироваться от россиян Эдгарда Линдгрена и Андрея Бойко. Впрочем, я с удовольствием посмотрю лет через сорок на прыть того же Грикиса, когда ему, как нынешнему серебряному призеру гонки Линдгрену, стукнет все 80!
Ну а для того, чтобы воочию увидеть следующие соревнования на «классической» технике, ждать остается не годы, а меньше месяца. Второй этап Moscow Classic Grand Prix пройдет на той же трассе под Волоколамском в понедельник, 4 июля.
Кольцевые гонки Moscow Classic Grand Prix
Положение после первого этапа
Класс Формула-Восток
Место | Гонщик | Город (страна) | Автомобиль | Год выпуска | Очки |
---|---|---|---|---|---|
1 | Андрис Грикис | Огре (Латвия) | Эстония-21-10 | 1989 | 120 |
2 | Эдгард Линдгрен | Москва (Россия) | Эстония-21 | 1989 | 100 |
3 | Эван Малле | Москва (Россия) | Эстония-21 | 1984 | 90 |
Класс Формула-Мондиаль
Место | Гонщик | Город (страна) | Автомобиль | Год выпуска | Очки |
---|---|---|---|---|---|
1 | Александр Нестеров | Москва (Россия) | Эстония-25 | 1992 | 120 |
2 | Яак Куул | Таллин (Эстония) | Эстония-21-10 | 1990 | 100 |
3 | Александр Потехин | Москва (Россия) | Эстония-20 | 1982 | 90 |
Класс Москвич-2000
Место | Гонщик | Город (страна) | Автомобиль | Год выпуска | Очки |
---|---|---|---|---|---|
1 | Владимир Мельников | Москва (Россия) | Иж-412 | 1977 | 110 |
2 | Александр Смирнов | Москва (Россия) | Иж-412 | 1973 | 105 |
3 | Михаил Савинич | Москва (Россия) | АЗЛК-408 | 1969 | 91 |
Класс Жигули-1300
Место | Гонщик | Город (страна) | Автомобиль | Год выпуска | Очки |
---|---|---|---|---|---|
1 | Мартиньш Лагздиньш | Рига (Латвия) | ВАЗ-2105 | 1984 | 120 |
2 | Андрис Лайпниекс | Рига (Латвия) | ВАЗ-21013 | 1982 | 100 |
3 | Янис Бергс | Рига (Латвия) | ВАЗ-2107 | 1989 | 90 |
Класс Жигули-1600
Место | Гонщик | Город (страна) | Автомобиль | Год выпуска | Очки |
---|---|---|---|---|---|
1 | Андрей Козлов | Москва (Россия) | ВАЗ-2107 | 1987 | 110 |
2 | Петерис Приедниекс | Марупе (Латвия) | ВАЗ-21074 | 1996 | 101 |
3 | Рудольфс Смитс | Валмиера (Латвия) | ВАЗ-2107 | 1990 | 81 |
Класс Жигули+
Место | Гонщик | Город (страна) | Автомобиль | Год выпуска | Очки |
---|---|---|---|---|---|
1 | Евгений Вертунов | Москва (Россия) | ВАЗ-2105 | 1978 | 110 |
2 | Михаил Засадыч | Москва (Россия) | ВАЗ-21013 | 1987 | 110 |
3 | Гинтс Бремзе | Рига (Латвия) | ВАЗ-2101 | 1985 | 90 |
Класс Волга
Место | Гонщик | Город (страна) | Автомобиль | Год выпуска | Очки |
---|---|---|---|---|---|
1 | Айнарс Шенфелдс | Рига (Латвия) | ГАЗ-24-10 | 1988 | 110 |
2 | Антон Долгополов | Рига (Латвия) | ГАЗ-24-10 | 1990 | 101 |
3 | Андрей Чесноков | Н.Новгород (Россия) | ГАЗ-24 | 1983 | 88 |
Класс Волга+
Место | Гонщик | Город (страна) | Автомобиль | Год выпуска | Очки |
---|---|---|---|---|---|
1 | Иван Коновалов | Москва (Россия) | ГАЗ-24-10 | 1989 | 120 |
2 | Вадим Антипов | Н.Новгород (Россия) | ГАЗ-24-10 | 1971 | 100 |
3 | Максим Кадаков | Москва (Россия) | ГАЗ-24 | 1979 | 90 |
Класс Youngtimer-1
Место | Гонщик | Город (страна) | Автомобиль | Год выпуска | Очки |
---|---|---|---|---|---|
1 | Даниэль ам Энде | Лейпциг (Германия) | Fiat X1/9 | 1980 | 60 |
2 | Данила Шамалов | Москва (Россия) | Austin Mini 1,4 | 1974 | 47,5 |
3 | Александр Дрогин | Москва (Россия) | Porsche 911 | 1980 | 25 |