Век BMW: Леонид Голованов из Мюнхена — о столетнем юбилее компании

Такое в автомобильном мире бывает редко. Столетний юбилей!

Это произошло ровно 100 лет назад, 7 марта 1916 года: австриец Франц-Йозеф Попп заставил основателя авиамоторной фирмы Rapp Motorenwerke Карла Раппа переименовать свою компанию в BMW, Bayerische Motorenwerke. В тот год вовсю бушевала Первая мировая, и Германия с Австро-Венгрией только-только начали проигрывать. Впереди были Верденская мясорубка и Луцкий прорыв, позже вошедший в историю под именем генерала Брусилова. Впереди был отказ Германии от ограниченной подводной войны, усиление атак субмарин на транспорты США, вступление Америки в активные боевые действия — и капитуляция с подписанием Версальского договора.

А пока здесь, в пригороде Мюнхена, конструктор-самоучка Карл Рапп надеялся на помощь австрийского техинспектора Франца-Йозефа Поппа: тот обещал загрузить Rapp Motorenwerke госзаказом на авиационный супердвигатель V12 для перспективного трехмоторного триплана Lloyd 40.08 Luftkreuzer. Ведь собственного двигателя у Раппа никак не получалось, а Austro-Daimler был полностью загружен выпуском рядных «шестерок» и остро нуждался в субконтрактном производителе.

Но все пошло не так. Уродливый Luftkreuzer не взлетел, мотор V12 не понадобился. Зато австриец Попп понял, чего не хватает фирме Rapp Motorenwerke — настоящего конструктора. И вопреки Раппу переманил в Мюнхен талантливого и амбициозного молодого двигателиста Макса Фритца, подчиненного Даймлера.

Сработало! Фритц на основе неудачной рапповской «шестерки» за месяц сконструировал отменный авиадвигатель с увеличенной до 6,4:1 степенью сжатия. Рапп протестовал и тормозил работу, однако в 1917 году его «ушли» из собственной компании. Обиженный, он уехал в нейтральную Швейцарию и мирно окончил там свои дни, наблюдая за Солнцем в собственной мини-обсерватории.

А двигатель Фритца стал самым легким и мощным среди массовых авиамоторов Первой мировой — это знаменитый BMW IIIa, первенец Баварского моторного завода. Что было потом, все мы знаем.

Сперва мотоциклы, потом лицензионный Austin под брендом Dixi, затем собственные модели, нацификация, денацификация, спасение от поглощения Даймлером семьей Квандтов...

Интересно, встречу ли я на юбилейных торжествах в мюнхенской штаб-квартире Штефана Квандта и его сестру Сюзанну Клаттен, которые якобы владеют 46 процентами акций BMW AG? И какой сюрприз преподнесут нам инженеры и дизайнеры в честь столетия Баварского моторного завода?

С юбилеем, BMW!

BMW

Рекомендованные статьи