Безопасность Ли: диалог Юрия Ветрова с представителем Швеции в комитете Euro NCAP

Безопасность Ли: диалог Юрия Ветрова с представителем Швеции в комитете Euro NCAP
Безопасность | АР №4 2016
Фото: Антон Свекольников

Этот швед со вкрадчивым голосом и хитрой улыбкой, кажется, знает о дорожной безопасности все. Его научные работы можно перечислять дольше, чем бесконечные титулы, — среди которых есть и звание доктора медицинских наук. Андерш Ли — эксперт шведской дорожной администрации с двадцатилетним стажем и бессменный представитель Швеции в комитете Euro NCAP.

Мы с господином Ли знакомы давно, еще с 2007 года. Но каждая новая встреча с ним — словно очередное открытие.

— Помнится, лет восемь назад вы говорили, что у современных автомобилей почти не осталось резервов для повышения пассивной безопасности. А сейчас?

— Прогресс не стоит на месте. Приоритеты уже сменились, и гораздо большего мы теперь можем добиться с помощью превентивных систем (автоторможение, предотвращение схода с дороги)... Но и на ниве пассивной безопасности есть поле для работы.

— Не за горами краш-тесты на скорости более 64 км/ч?

— Не думаю. Вообще, шведский подход к безопасности заключается в том, что на высокой скорости от дорожной инфраструктуры зависит гораздо больше, чем от автомобиля. Именно поэтому у нас на дорогах без разделительного барьера действуют ограничения 80 км/ч и менее. Со специалистами Volvo мы много раз обсуждали вопрос выживания на высокой скорости. И сейчас сошлись на том, что именно 80 км/ч — предел, на котором современный автомобиль еще оставляет неплохие шансы здоровому человеку. Еще одна проблема в том, что прописанные в большинстве протоколов краш-тестов критерии травмирования рассчитаны на молодых людей спортивного тело­сложения. Но работа подушек и ремней должна подстраиваться под возраст, рост и вес! К примеру, я рослый и тяжелый, но с хрупкими костями — и даже при столкновении на скорости 64 км/ч мои шансы получить травму гораздо выше по сравнению с вашими.

4 минуты — в среднем на столько, по шведским подсчетам, способны сократить время приезда скорой и спасателей системы экстренного оповещения наподобие ЭРА-ГЛОНАСС

— Адаптивные подушки и ремни?

— В них нет ничего сложного. Если бы производители хотели, они могли бы их внедрить уже сейчас. И наша задача — подтолкнуть автоконцерны. В том числе поэтому в прошлом году мы в комитете Euro NCAP ввели тест с манекенами, имитирующими женщин.

— Если посмотреть на результаты недавних испытаний Euro NCAP, то родстер BMW Z4, к примеру, получил высочайшие оценки за краш-тесты и тем не менее был оценен всего на три звезды из пяти…

— Прежде всего, с 2009 года у нас четыре «бокса» безопасности: пассивная, детская, пешеходная и превентивная. Итоговую оценку определяет худший из «боксов». Но проблема BMW Z4, Лянчи Ипсилон и ряда других автомобилей в том, что они не новейшие, — я спонсирую в Euro NCAP тесты именно таких машин.

— Что значит «спонсируете»?

— Представитель каждой страны в комитете Euro NCAP обязан раз в год выбрать и оплатить из средств своих налогоплательщиков испытания как минимум одного автомобиля. Кто-то отдает предпочтение массовым моделям — таким как Volkswagen Golf или Renault Megane. У меня же принцип иной. Машина может быть редкой или непопулярной, но с помощью ее испытаний я раскрою людям глаза на некую актуальную проблему.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи