Как «китайцы» занимают российский автомобильный рынок
За последние три месяца фраза «китайцы спасут российский рынок» фактически стала мемом, который применяют… Да почти к любой отрасли — от смартфонов до тяжелого машиностроения. Это справедливо и для автомобильного рынка: китайские машины уже начали занимать освободившиеся места. Буквально: заглавное фото сделано в шоуруме, где до недавних пор продавали Maserati. Какие перспективы?
Китайские автопроизводители впервые появились на нашем рынке в середине 2004 года: тогда в продажу пошли пикапы Tianye и Great Wall. Уже в следующем году подтянулись Chery и BYD, а за ними — целый десант компаний разного калибра. Мы уже рассказывали о том, как автопром Поднебесной завоевывал себе место на рынке России. «Отверточная» сборка машин порой велась даже в бывших котельных, а продавали их, бывало, с уличных площадок. Но даже таким топорным способом дешевые «китайцы» уже в 2007 году разошлись тиражом 57 тысяч машин, заняв 2,4% российского рынка.
Потом был экономический кризис и повышение пошлин на машинокомплекты, сделавшее «отверточную» сборку китайских автомобилей невыгодной. Мелкие игроки ушли с рынка, так и не добившись успеха, а крупные сбавили обороты, но не сдались. Следующий пик пришелся на 2013 год: продана 101 тысяча китайских машин (3,9% рынка). Качество самих автомобилей оставалось неважным, но и цены — низкими. При этом машины из Поднебесной появились на службе в такси и полиции.