Насыщение: анализ автомобильного рынка за 2012 год
Времена, когда российский автомобильный рынок рос на 30-50% в год, остались позади. Льготные госкредиты и программа утилизации автостарья закончились еще в 2011 году, тогда же доля кредитных продаж вышла на нынешний уровень 43%, немного не дотянув до докризисного показателя 47%. Так что прошлогодний прирост на 11,2% можно смело назвать естественным. Причем даже с таким «скромным» результатом мы заняли четвертое место среди крупных рынков по темпам роста продаж - еще более впечатляющую динамику показали только Япония (плюс 28%), Индия (14%) и США (13%). А по объему авторынка Россия осталась на шестом месте в мире - после Китая (14,68 млн машин), США (14,5 млн), Японии (5,37 млн), Бразилии (3,63 млн) и Германии (3,08 млн).
Явный дефицит остался в прошлом - очереди растянулись лишь за самыми ожидаемыми недорогими машинами (Renault Duster, Лада Гранта и Ларгус). Но большие складские резервы в конце года сыграли с производителями злую шутку - из-за стабилизации спроса на площадках скопилось много машин 2012 года выпуска.
Основной прирост пришелся на иномарки российской сборки: их продажи выросли на 22% и сейчас они занимают практически половину рынка. Импорт новых автомобилей тоже подрос на 13% - эта доля рынка достигла трети. А вот продажи исконно отечественных автомобилей упали на 9%.
Самыми востребованными в России остаются недорогие автомобили класса B+, но их доля понемногу сокращается - с 39,4% в 2011 году до 36,8% в прошедшем. Россия по-прежнему страна седанов - на них пришлось 36% всех проданных автомобилей (минус 1% по сравнению с 2011 годом). Доля хэтчбеков снизилась с 26% до 23% продаж, а универсалы стабильно удерживают 6,5% спроса. Кроссоверы и внедорожники наступают - за год их доля увеличилась с 27% до 31% (862 тысячи машин)! При этом каждый пятый - с приводом только на два колеса: в основном это недорогие версии кроссоверов классов B+ и C+.
Премиум-сегмент, как и раньше, растет быстрее рынка - на 29%, до 183 тысяч автомобилей (6,6% всех продаж). Но, по оценке консалтингового агентства PricewaterhouseCoopers, емкость российского рынка в денежном выражении выросла всего на 21%, до 71 млрд долларов. Иными словами, средняя цена покупаемого автомобиля в России увеличилась лишь на 8,3% - с 23745 долларов до 25734 долларов (официальный показатель инфляции составил 6,5%). Это говорит о том, что подход к выбору автомобиля у россиян становится все более взвешенным и дальновидным. С одной стороны, доля машин с «автоматом» за прошлый год выросла с 36% до 42%, причем вклад «двухпедальной» Лады Гранты минимален - за четыре месяца продано лишь 5217 седанов с японским «автоматом» Jatco. Но спрос на дорогие модификации с мощными моторами и «полным фаршем» падает в пользу более демократичных версий.
Доля дизельных машин немного увеличилась - с 5,6% в 2011 году до нынешних 6,8%, а самым популярным автомобилем с турбодизелем по итогам года стала Toyota Land Cruiser Prado - продано 11935 машин. А вот спрос на гибриды снизился с 2286 до 2110 автомобилей, причем более половины - это кроссоверы Lexus RX 450h (1132 штуки). Вдобавок продан 51 электрокар.
На машины европейского происхождения пришлось 32,4% рынка - на 3,3% больше, чем годом ранее. Следом идут Южная Корея (22,9% продаж, включая собранные в Узбекистане Daewoo и украинские ЗАЗы) и Япония (18,8%), причем больше половины японских машин - это кроссоверы и внедорожники.
Что дальше? Курсы основных валют стабильны, цены на нефть держатся на высокой отметке в 110 долларов за баррель. Но похоже, что на нынешнем этапе развития российской экономики автомобильный рынок достиг насыщения и в ближайшие годы объем продаж недалеко уйдет от достигнутого уровня в 2,8 млн легковых машин.
А теперь - подробнее о продажах каждой марки. Как всегда, мы рассматривали только легковые автомобили, однообъемники, внедорожники и пикапы, оставив «за бортом» всю легкую коммерческую технику, включая фургоны на базе Ларгуса.
Лада (536629): продажи упали на 7,2% - даже сверхуспешная Гранта (121151) не смогла компенсировать снижение спроса на остальные модели. Приора (125951) просела на 9%, Калина (119890) - на 16%, а Самара (67971) и вовсе почти вдвое. Лада 4х4 (54656) потеряла 10% покупателей. Древняя «классика» (32444) наконец-то ушла в историю, хотя машины еще можно найти в продаже. План производства Ларгусов сорван из-за сбоев в поставках комплектующих, поэтому за полгода продано лишь 14563 пассажирских универсала вместо запланированных 23 тысяч.
Chevrolet (205042) шестой год подряд удерживает второе место в «абсолюте» - продажи выросли на 18%. Благодаря появлению хэтчбека и невысоким ценам Cruze вырвался на второе место в классе C+ (63181), хотя спрос на еще более дешевое семейство Lacetti (34793) снижается. Российская Niva (59331) поставила рекорд продаж в своей десятилетней истории. Aveo (24513) слегка просел из-за смены поколений и нехватки машин в начале года, зато Orlando (7034) возглавил рейтинг компактвэнов, а Spark (5924) взял «серебро» в классе A+, уступив только Матизу. Спрос на кроссоверы Captiva (4540) взбодрился после рестайлинга, хотя основные конкуренты все еще далеко впереди. Epica (3795) ушла на пенсию - в ноябре ей на смену пришел седан Malibu (128). Спрос на Tahoe (1746) вырос втрое, а на сладкое - 57 «мускул-каров» Camaro.
Renault (188089): 22-процентный рост продаж ограничен лишь мощностью завода Автофрамос. Производство и продажи моделей Logan (58734) и Sandero (48632) искусственно снижаются для удовлетворения ураганного спроса на Duster (47344), который к концу года по ежемесячным продажам обогнал обе тольяттинские Нивы. Набирающая популярность парочка Fluence (17682) и Megane (10225) вошла в десятку бестселлеров класса C+, растет спрос на пассажирский Kangoo (2257), но и без того скромные продажи остальных моделей упали - это Koleos (1555), Scenic (649), Latitude (420), Megane Coupe (226) и Laguna Coupe (33), а Symbol (279) и Clio (53) и вовсе ушли с российского рынка.
Kia (187330): сбыт вырос на 23% - и «материнская» марка Hyundai осталась позади. Основную прибавку обеспечил Rio (84730), Sportage (32716) подтянулся с третьего на второе место среди кроссоверов класса C+, а Sorento (13310) стал самым популярным кроссовером класса D+. Но cee'd (22599) сбавил обороты из-за растянувшейся смены поколений, теряет покупателей стареющий Cerato (11833). Picanto (5501) на третьем месте в классе A+, удачно стартовала Optima (4617), с ходу обогнав близнецов Hyundai Sonata и i40. Venga (4471) и Soul (4019) держатся в середине рейтинга микровэнов. Упал спрос на двухдверки Cerato Koup (1523), трехдверка pro_cee'd (691) ждет замены, стабильно продается Mohave (1284), а поставки компактвэнов Carens (36) прекращены.
Hyundai (172152): скромный рост на 8,4% и пятое место в «абсолюте» вместо третьего год назад. Solaris (110776) стал самой популярной иномаркой в России, но из остальных моделей значительные объемы продаж только у кроссоверов ix35 (28104) и Santa Fe (13025). Высокие цены сдерживают спрос на i30 (7095), а новая Elantra (5017) и вовсе продается в полтора раза хуже предшественницы. Sonata (3613) ушла с рынка, так и не став популярной, вместо нее теперь i40 (672). Продажи кроссоверов ix55 (1525) не растут, зато Equus (565) занял четвертое место в представительском классе F+, обогнав Jaguar XJ и Lexus LS. Успехи моделей Grandeur (380), Veloster (308) и Genesis Coupe (111) скромны, а поставки седанов Genesis (14) прекращены. Производство старых моделей на ТагАЗе сошло на нет - это Santa Fe Classic (582), Accent (268) и Sonata EF (97).
Volkswagen (170313) показал самый внушительный рост продаж среди крупных игроков рынка (почти 40%) и поднялся с седьмого на шестое место рейтинга. Polo (69385) прибавил на треть, хотя Solaris и Rio ушли далеко вперед. Tiguan (31272) отвоевал у «японцев» третье место в кроссоверном классе C+, а дуэт хэтчбека Golf (13891) и седана Jetta (14756) пробился в десятку лидеров «легкового» C-класса. Подрос спрос на Passat (12065) и Touareg (10141), хотя докризисные показатели еще не достигнуты. Лучше стали продаваться нишевые Golf Plus (5475), Passat CC (5026) и Touran (2044), Caddy (2484) занимает третье место среди пассажирских «каблучков». Спрос на Amarok (3127) вырос из-за появления «автомата», а вот Scirocco (564) и Phaeton (83) топчутся на месте.
Nissan (153383): отменный спрос на кроссоверы обеспечил прирост продаж на 11%. Qashqai (36793) удерживает лидерство во «внедорожном» классе C+, Juke (30610) обогнал всех конкурентов в младшем классе B+, а X-Trail (26071) продается лучше, чем Mitsubishi Outlander. Но Tiida (14170) и Note (9055) просели из-за сбоев поставок, а новая Toyota Camry увела часть клиентов у седанов Teana (10085). Almera Classic (9785) перед сменой поколений держалась молодцом, выросли продажи кроссоверов Murano (6318) и внедорожников Pathfinder (5996), хотя большой Patrol (2343) сдал позиции. В борьбе двух пикапов впервые выиграл «рабочий» NP300 (1215) - более дорогая Navara (843) осталась позади. Спрос на суперкары GT-R (97) остался на уровне 2011 года, а вдобавок в страну ввезено два электрокара Leaf.
Toyota (152340) сохранила восьмое место в абсолютном рейтинге - продажи выросли на 28%. Camry (34619) с огромным отрывом лидирует в классе D+ - после смены поколений спрос вырос в полтора раза. Слегка прибавила Corolla (33262), но слишком дорогой Auris (2093) не прогрессирует. На уровне 2011 года завис и стареющий RAV4 (27166), откатившись со второго на пятое место среди компактных кроссоверов. Зато спрос на Land Cruiser Prado (17186) вырос на треть, Land Cruiser 200 (15518) держит первенство среди полноразмерных внедорожников, Highlander (11281) - среди полноразмерных кроссоверов, а Hilux (6535) после значительного увеличения квот возглавил рейтинг пикапов. Неплохо продается Verso (2734), но Avensis (1245) под натиском Camry окончательно капитулировал и покинул российский рынок. Удачно стартовали Alphard (439) и GT86 (147), но желающих приобрести Prius (115) становится все меньше.
Ford (118874): рост продаж на 8% обеспечил Focus (92219), который по-прежнему лидирует в классе C+. Спрос на Mondeo почти не изменился - 15003 машины и второе место в классе D+, зато Explorer (2058) показал четырехкратный рост - позади остались Honda Pilot и Hyundai ix55. Небольшой прибавкой могут похвастать старая Kuga (4192), Ranger (783) и Tourneo Connect (244), но все они находятся в глубокой тени конкурентов. На Galaxy (787) и S-Max (669) приходится больше половины продаж минивэнов в России, при этом спрос падает. Fusion (1585) ушел на пенсию еще весной, а поставки хэтчбеков Fiesta (970) и компактвэнов Grand C-Max (364) прекращены.
Skoda (99062) увеличила продажи на треть и поднялась с двенадцатого на десятое место абсолютного рейтинга. Octavia (52036) в классе C+ уступила только Фокусу и Крузу, Fabia (23035) - на седьмом месте среди иномарок класса B+. Благодаря новым версиям продажи Yeti (16958) выросли вдвое, заметно прибавили Superb (5192) и Roomster (1851).
Daewoo (88232): узбекская марка сместилась с десятого на одиннадцатое место рейтинга. Весенняя реорганизация производства на заводе в Асаке сказалась на продажах хэтчбеков Matiz (33198 машин, минус 13%), хотя Nexia (55034) сохранила рыночные позиции.
Opel (81242): продажи выросли на 20% во многом благодаря скидкам, причем «в минусе» закончила год только Astra Family (17586) прошлого поколения. Новая Astra (24387) прибавила на 13% и заняла девятое место в классе С+, уступив парочке Golf/Jetta, зато трехдверка Astra GTC (10358) с колоссальным отрывом лидирует среди купеобразных машин. После пяти лет лидерства Zafira Family (6972) сместилась на второе место в классе компактвэнов, уступив родственному Chevrolet Orlando. Corsa (6897) почти вдвое популярнее Polo-хэтчбека, но Insignia (4706) все еще сильно отстает от Пассата и Mondeo из-за отсутствия «автомата» у недорогих версий. Заметно прибавили Antara (3831) и Meriva (3618), все шансы на успех имеет Mokka (1913 машин за два месяца), а вот недешевая Zafira Tourer приглянулась немногим (958 машин за полгода). В остатке - 16 седанов Vectra.
У Mitsubishi (74294) вынужденный застой - продажи остались на уровне 2011 года. Спрос на кроссоверы вырос на 6-11%, хотя Outlander (21405 машин двух поколений) и ASX (20211) все еще отстают от основных конкурентов. Lancer (11710) завис в середняках гольф-класса. Результаты «больших» внедорожников снизились из-за наводнения и сбоев производства в Таиланде, где выпускают Pajero Sport (6762) и пикапы L200 (5415), а также комплектующие для Pajero (8732). Спрос на Lancer Evolution съежился до минимума - 10 машин в 2012 году, хотя шесть-семь лет назад удавалось продавать по 200 машин в год. Упал и первоначальный интерес к электромобилю i-MiEV: за год продано 49 пятидверок, хотя в 2011 году за три месяца нашелся 41 покупатель.
Mazda (44443) увеличила продажи на 12%. Залог благополучия - кроссовер CX-5 (13063), который еще в начале года уперся в квоты, но при этом немного потеснил легковушку Mazda 3 (14324). Из-за смены поколений слегка просела Mazda 6 (10223), пропустив вперед Passat. Кроссовер CX-7 (5441) достойно завершил карьеру. Но малышка Mazda 2 (742) продается вяло, а компактвэн Mazda 5 (455) по-прежнему в аутсайдерах класса. Спрос на MX-5 (63) стабилен, последние пикапы BT-50 (85) проданы еще весной, а под конец года на наш рынок вернулся полноразмерный кроссовер CX-9 (47).
BMW (37515): рост продаж на треть позволил вернуть упущенное год назад лидерство в премиум-сегменте. Но дуэт «пятерки» и «шестерки» (7427) уступил Мерседесу E-класса, «трешка» (5761) проиграла бой C-классу, а «семерка» (1329), как и год назад, держится в кильватере у S-класса и Audi A8. Зато после увеличения квот продажи кроссоверов X3 (6448) выросли втрое, хотя Mercedes GLK все равно оказался недосягаем. X1 (5772) совсем немного недобрал до Audi Q3, а X5 (3327) и X6 (3215) расположились в рейтинге между Мерседесом ML и Audi Q7. Продажи «единичек» (4163) немного снизились, а спрос на Z4 (73) стабильно невелик.
Mercedes-Benz (37436): роста на 29% оказалось недостаточно для удержания лидерства в премиум-сегменте. Хотя три «основные» модели E-класса (8077), C-класса (7534) и S-класса (1626) обогнали своих конкурентов под марками BMW и Audi. Такого же результата добились кроссовер GLK (6641) и внедорожники GL (5304) и ML (4548) - их суммарные продажи выросли на 60%! Но «младшим» Мерседесам пока похвастать нечем: старый A-класс (867) и B-класс (964 машины двух поколений) продавались хуже «компактов» Audi и BMW, а маленький кроссовер ожидается лишь через год. Рекордные результаты показали CLS (808), G-класс (457) и SLK (143), а в остатке - минивэн R-класса (294), купе CL (128), родстер SL (31) и суперкар SLS (14).
Peugeot (34487): падение на 1% обусловлено сокращением поставок пятидверок семейства 308 (13174 машины, минус 37%) - сборка хэтчбеков в Калуге завершилась еще летом, импорт из Франции не налажен до сих пор, а седан 408 (5482 машины за четыре месяца) закрыл образовавшуюся «брешь» не до конца. Растет спрос на однообъемник 3008 (5253), а пассажирский Partner Tepee (3563) стал самым продаваемым «каблучком». Седан 508 (2039) пока сильно отстает от европейских и японских конкурентов, хэтчбек 107 (1713) прогрессирует медленно. Кроссовер 4007 (1530) сошел со сцены, но его неудачную судьбу перенял более компактный 4008 - с марта продано лишь 1308 машин. Имиджевая добавка - купе RCZ (112) и купе-кабриолет 308 CC (78), дополняют картину снятые с производства Partner Origin (177) и хэтчбек 207 (58).
Audi (33512): отставание от BMW и Мерседеса сокращается - продажи выросли на 44%, но семейства A4/A5 (5705) и A6 (5232) все еще не выдерживают натиска основных конкурентов. Зато седан A8 (1371) удерживает почетное второе место в представительском классе. Хорошо «выстрелил» кроссовер Q3 (5885), но Range Rover Evoque оказался еще популярнее. Q5 (5800) и Q7 (2760) отстают от конкурирующих BMW и Мерседесов. «Выгодные» фиксированные комплектации заметно улучшили продажи семейства A3 (3658), но догнать «единичку» BMW это не помогло. Пятидверная версия в полтора раза улучшила сбыт модели A1 (1626), а вот остальные модели оказались «в минусе» - это A7 Sportback (1340), TT (113) и R8 (22).
УАЗ (32768) уже второй год подряд бьет рекорды продаж. Патриот (20159) с новым интерьером пришелся покупателям по вкусу - спрос вырос на 17%, а у родственного Пикапа (3639) прибавка полуторакратная. Но Хантер (8958) теряет популярность, а на госслужбу передано всего 12 «козликов» УАЗ 3151.
Suzuki (32684) фиксирует падение сбыта на 7,9% - прежде всего из-за осенних перебоев с поставками кроссоверов Grand Vitara (13606). Продажи пятидверок SX4 (14614) и внедорожников Jimny (1748) подросли, но хэтчбеки Swift (1947) и Splash (658) теряют покупателей. Kizashi (85) в России провалился, а в остатке - 26 седанов SX4 из позапрошлогодней партии.
SsangYong (31198) почти вдвое перекрыл докризисный результат благодаря хорошему спросу на Actyon (16021), который с появлением бензиновой версии прибавил вдвое. Хорошо расходится Kyron (11373), хотя в Корее и на большинстве других рынков его продажи прекращены еще год назад. Но пикап Actyon Sports (1934) и большой Rexton (1870) не так интересны покупателям.
Citroen (27821): весь 14-процентный прирост обеспечили хэтчбеки C4 (13218), которые до июля собирали в Калуге, а с октября вновь начали импортировать из Франции. На втором месте по продажам держится «каблучок» Berlingo (3465), а за ним следует… снятый с производства еще летом C-Crosser (2061). Немного подросли продажи микровэнов C3 Picasso (2029), продажи «люксовых» хэтчбеков DS4 (1888) и DS5 (390) ожидаемо невелики, а вот потенциально «рыночный» C4 AirCross (1117) затерялся на фоне конкурентов. Любовь россиян к остальным Ситроенам в прошлом году лишь угасала: это седаны и универсалы C5 (1182), хэтчбеки C3 (602), C1 (581) и DS3 (247), компактвэны C4 Picasso (351) и Grand C4 Picasso (353), а также седаны C6 (8). В статистику попал и остаток «каблучков» Berlingo First (329).
Honda (21512) «выехала» на кроссоверах - 13-процентный рост продаж обеспечили CR-V (12555) и Pilot (1489), хотя на фоне конкурентов их результаты выглядят бледно. Остальные модели закончили год «в минусе», причем ограничение поставок отразилось на продажах несильно: это Accord (3430), Civic (3243), Jazz (439) и Crosstour (356).
Lifan (20544) уже второй год лидирует среди китайских производителей, а седан Solano (15108) удерживает титул самого популярного автомобиля из Поднебесной. Но продажи хэтчбеков Smily (3853) сократились, а Breez (163) ушел с рынка до смены поколений. В октябре у дилеров появились кроссоверы X60 (1420).
Volvo (20364): скромная прибавка на 6% - и снова солидное отставание от большой немецкой тройки. Половину сбыта обеспечивают кроссоверы, но если XC60 (6472) нарастил продажи и даже обогнал BMW X3 и Audi Q5, то старичок XC90 (4466) сдувается. Другие «источники» роста - универсал XC70 (3953) и семейство S60/V60 (3040), которое отстает от немецких одноклассников в полтора-два раза. Немолодой седан S80 (1371) сдает и без того слабые позиции. В остатке - снятые с производства модели S40/V50 (759) и C30 (287), а также готовящийся к отставке купе-кабриолет C70 (16).
Land Rover (19043) увеличил продажи почти в полтора раза благодаря успеху кроссовера Range Rover Evoque (6588), который без труда побил результаты Audi Q3 и BMW X1. Следом идут Freelander (4737) и Discovery (2888). «Большой» Range Rover (2214) перед сменой поколений слегка притормозил, но это частично компенсировало повышение спроса на Range Rover Sport (2260). Defender (356) нашел больше покупателей, чем Jeep Wrangler.
Chery (19004) наверстывает упущенное - продажи выросли в два с половиной раза, но до уровня 2007 года, когда было продано 37 тысяч машин, еще далеко. Дешевые переднеприводные версии взбодрили спрос на Tiggo (4549), активно набирают обороты пятидверки Bonus (4197) и Very (4063) украинской сборки, за ними поспевают микровэн IndiS (3513) и хэтчбек Kimo (1362). Но семейство M11 (1095) и однообъемник CrossEastar (205) продаются неважно. Кроме того, из запасов проданы 20 автомобилей QQ6, Amulet и Fora.
У Geely (17566) динамика еще более впечатляющая - спрос вырос втрое! Летом к дешевым седанам и хэтчбекам MK (13198) присоединилось более крупное семейство Emgrand (4368).
Lexus (15653): рост на 14% - почти вдвое ниже, чем у большой немецкой тройки. Почти половина спроса приходится на кроссовер RX (7017). Заметно прибавил внедорожник LX (3788), а спрос на GS (2025) после смены поколений вырос вшестеро! Продажи седанов ES (837) остались на прежнем уровне, а остальные модели сдали и без того слабые позиции: это внедорожник GX (1229), хэтчбек CT (326), флагман LS (216) и семейство IS (215).
Great Wall (14373): даже со скудным модельным рядом продажи выросли более чем вдвое. Внедорожники Hover (13117) продаются лучше, чем SsangYong Kyron, хотя до отечественного Патриота еще далеко. Пикап Wingle (1256) подводит отсутствие дизеля.
Subaru (14296): увеличение сбыта на 16% обеспечил «внедорожный» хэтчбек XV (4044), хотя львиная доля спроса по-прежнему приходится на Forester (7024). Продажи универсалов Outback (2553) и «зажигалок» WRX и WRX STI (133) удержались на уровне 2011 года, но седану Legacy (380) и кроссоверу Tribeca (113) не помогли даже скидки. Новая Impreza ожидаемо провалилась - за пять месяцев продано только 34 седана, а купе BRZ (15) на порядок уступило родственной Тойоте из-за отсутствия «автомата».
ZAZ (9964): смена импортера, появление Гранты и введение утилизационного сбора обрушили спрос на дешевый Chance (7776) почти втрое, а появившаяся летом более дорогая Vida привлекла лишь 2188 покупателей.
Infiniti (9209): отставание от Лексуса сокращается медленно, хотя продажи выросли почти на треть практически по всем «фронтам». Первую скрипку играет кроссовер FX (4191), стабильно опережающий BMW X6. Далее идут «младший» EX (1592) и внедорожник QX (1617). Седан серии M (1013) проиграл Лексусу GS со счетом 1:2, зато семейство G (796) оставило позади Lexus IS, даже несмотря на падение спроса.
Богдан (7219) испытывает те же проблемы, что и ZAZ, но падение оказалось не столь болезненным - поставки седанов 2110 и универсалов 2111 снизились на 14%.
Vortex (5953): из-за плачевного финансового положения ТагАЗ вдвое сократил закупки машинокомплектов у Chery. Недорогой кроссовер Tingo (5632) все еще интересен покупателям, сборка седанов Estina (267) еле теплится, а лифтбек Corda (54) предан забвению.
Jeep (4704) набирает обороты - продажи выросли более чем вдвое благодаря отменному спросу на Grand Cherokee (3194), который обогнал по продажам Land Rover Discovery. Из остальных моделей неплохую прибавку показали Compass (764) и Wrangler (347), за которыми следуют Cherokee (262) и Liberty (137).
Porsche (3613): увеличение квот наконец-то решило проблему нехватки машин - в первую очередь кроссоверов Cayenne (2983), продажи которых выросли сразу на 73%. «В плюсе» закончила год Panamera (450), смена поколений благотворно сказалась на продажах спорткаров Porsche 911 (135) и Boxster (30), а купе Cayman (15) ждет обновления.
Fiat (2664): смена дистрибьютора и сокращение модельного ряда вылились в шестикратное уменьшение продаж. Хэтчбеки Fiat 500 (215) и Punto (124) расходятся вяло, а самой продаваемой моделью стал устаревший «каблучок» Doblo Panorama (1168), причем большая часть машин - еще из запасов Соллерса. Из того же «архива» - седаны Albea (1070) и Linea (85), а также по одному хэтчбеку Panda и Sedici.
BYD (2630): показатель 2011 года превышен на треть, но сборкой и продажей седанов F3 занимается ТагАЗ, судьба которого находится в подвешенном состоянии.
Mini (2629): как и год назад, основную прибавку обеспечил кроссовер Countryman (1651), продажи которого выросли в полтора раза. А вот спрос на «обычные» Mini (978) немного просел, даже несмотря на появление в гамме купе и родстера.
Seat (2500) перекрыл докризисный рекорд продаж, но основные надежды связаны с грядущим выходом новых моделей. Расклад по прошлому году таков: лидирует старый Leon (1252), за ним идут Ibiza (650) и Altea Freetrack (583), а в остатке - «залежавшиеся» однообъемники Altea (9) и Altea XL (6).
Cadillac (2024): «американский премиум» потерял 9% спроса - не помогли даже привлекательные цены на SRX (954) и Escalade (699), хотя седаны и купе CTS (365) все же немного прибавили. Дополняют картину седаны BLS (5) и STS (1).
Jaguar (1506): рост продаж на 27% «размазан» по всему модельному ряду - это седаны XF (1059) и XJ (406), а также двухдверки XK (41). Но результат 2008 года (1689 машин), когда в строю был компактный и недорогой X-Type, пока непревзойден.
Tagaz (1117) терпит бедствие, продажи упали на 39%. Идея лицензионной сборки китайских автомобилей JAC провалилась (реализовано 585 седанов C10 и 425 кроссоверов C190), как это ранее уже случилось со старыми внедорожниками SsangYong (из запасов продано 104 автомобиля) и «самостоятельным» седаном Vega (3).
Haima (591): сборка китайских седанов и хэтчбеков Haima 3 на черкесском заводе Derways была остановлена еще год назад и возобновилась только в октябре.
FAW предпринял вторую попытку выхода на российский рынок, но успехи пока скромные - с августа продано 560 седанов Besturn B50.
Bentley (280) традиционно возглавляет пул элитных марок, причем импорт вырос на внушительные 77%: в страну ввезено 250 автомобилей семейства Continental и 30 седанов Mulsanne.
Dodge (206) оставлен на произвол судьбы. Рестайлинг вдвое оживил продажи минивэнов Journey (152), но его дальнейшая судьба под вопросом, а других моделей в России не осталось - Caliber (54) снят с производства еще в 2011 году.
А вот Chrysler (194) хотя бы имеет ясные перспективы: весной возобновились продажи седанов 300C (99), понемногу растет спрос на Grand Voyager (95).
Rolls-Royce: в Россию ввезен 71 автомобиль против 69 годом ранее, но если поставки «младшей» модели Ghost (60) продолжают расти, то интерес к лимузинам Phantom (11) упал.
Ferrari: объем поставок вырос с 38 до 44 машин. Наибольшим спросом пользуется среднемоторная Italia (21), хорошо принято полноприводное купе FF (13), но интерес к родстеру California (9) угасает. В статистику попало и одно купе 599 GTB.
Alfa Romeo (29) опять испытывает проблемы - поставки нестабильны, дилерская сеть не растет. В прошлом году продавались только модели 159 (21) и MiTo (8), а заказанные еще летом хэтчбеки Giulietta до сих пор не дошли до России.
smart стартовал вяло - за полгода клиентов нашли только 28 двухместок fortwo.
Maserati: границу пересекло лишь 26 машин против 38 в 2011 году. Среди них 22 купе GranTurismo, три кабриолета GranCabrio и лишь один седан Quattroporte.
Maybach уходит на покой со стабильным результатом - как и год назад, в Россию ввезено 16 машин, из которых только одна короткобазная.
Aston Martin: поставки сократились почти вдвое, до 15 машин за год.
Lamborghini (6): после года отсутствия марка вернулась на российский рынок. Предпочтения покупателей разделились между моделями Gallardo и Aventador поровну.
Lotus (5), наоборот, свернул продажи в России из-за низкого спроса. Прощальный аккорд - два родстера Elise, два купе Europa и одна Evora.
Spyker: клиентам переданы два суперкара C8 против одного годом ранее.
Рейтинг популярности. Легковые автомобили
|
|
|
|
|
|
|
Рейтинг популярности. Кроссоверы, внедорожники и пикапы
|
|
|
|
|
Рейтинг популярности. Легковые автомобили повышенной вместимости
|
|
|
|
В каком классе?
В каждой стране с большим объемом авторынка (США, Япония, Великобритания, Германия, Франция) существует свое деление автомобилей на классы. Собственная «разбивка» есть и у каждого автопроизводителя, но единой мировой классификации автомобилей не существует до сих пор. Именно поэтому мы в Авторевю еще в 2007 году разработали собственную «систему мер и весов» (АР №16, 2007), взяв за основу общеевропейскую классификацию 80-90-х годов, которая делит легковые автомобили на классы в зависимости от длины кузова, и добавив в нее подклассы автомобилей повышенной вместимости и проходимости.
Но автомобили постоянно увеличиваются в размерах. Например, уходящий «шестой» Volkswagen Golf длиной 4199 мм, который представляет собой модернизированный автомобиль пятого поколения образца 2003 года, сейчас оказался самым компактным автомобилем в классе имени себя. Вдобавок у рынков СНГ множество своих особенностей: например, доминирование седанов в структуре продаж, а также множество «межклассовых» машин из Японии и Америки. Поэтому в нынешнем году мы пересмотрели рамки классов, приведя их в соответствие с сегодняшними рыночными реалиями, а в классах B+ и C+ обозначили отдельные границы для седанов и хэтчбеков.
Основным параметром разделения на классы осталась длина автомобиля, но в каждом классе есть и будут «переростки» - именно поэтому даже в старой европейской системе существовала оговорка, допускающая трехпроцентный сдвиг в габаритных рамках. А чтобы нагляднее определить, к какому классу отнести спорную модель, мы решили руководствоваться мощностью двигателей, ценой и конкурентным окружением.
Наиболее заметно «коррекция» сказалась на классах D+ и E+: из «старшего» мы переместили в «младший» такие седаны, как Toyota Camry и Nissan Teana, которые по габаритам, потребительским свойствам и цене находятся на одном уровне с традиционными представителями класса D+ (Ford Mondeo, VW Passat). Кроме того, мы решили отнести купеобразные хэтчбеки (такие, как Opel Astra GTC или Hyundai Veloster) к сегменту купе и кабриолетов: среди доступных машин истинных двухдверок практически не осталось, а их заменителями как раз стали двухобъемные машины со спортивным силуэтом.
Конечно, в любой подобной системе будут изъяны, но важно помнить, что классификация автомобилей создается не ради слепого следования установленным рамкам, а для нашего с вами удобства.
Российские продажи новых автомобилей официальными дилерами за 2012 год (всравнении с 2011 годом) | ||||
---|---|---|---|---|
Марки | 2012 | 2011 г. | Динамика, % | Доля рынка*, % |
Лада | 536629 | 578387 | -7,2 | 19,45 |
Chevrolet | 205042 | 173484 | +18,2 | 7,43 |
Renault | 188089 | 153992 | +22,1 | 6,82 |
Kia | 187330 | 152873 | +22,5 | 6,79 |
Hyundai | 172152 | 158874 | +8,4 | 6,24 |
Volkswagen | 170313 | 121823 | +39,8 | 6,17 |
Nissan | 153383 | 138523 | +10,7 | 5,56 |
Toyota | 152340 | 118628 | +28,4 | 5,52 |
Ford | 118874 | 110131 | +7,9 | 4,31 |
Skoda | 99062 | 74074 | +33,7 | 3,59 |
Daewoo | 88232 | 92778 | -4,9 | 3,20 |
Opel | 81242 | 67555 | +20,3 | 2,94 |
Mitsubishi | 74294 | 74166 | +0,2 | 2,69 |
Mazda | 44443 | 39718 | +11,9 | 1,61 |
BMW | 37515 | 28165 | +33,2 | 1,36 |
Mercedes-Benz | 37436 | 29058 | +28,8 | 1,36 |
Peugeot | 34487 | 34821 | -1,0 | 1,25 |
Audi | 33512 | 23250 | +44,1 | 1,21 |
УАЗ | 32768 | 30726 | +6,6 | 1,19 |
Suzuki | 32684 | 35469 | -7,9 | 1,18 |
SsangYong | 31198 | 22692 | +37,5 | 1,13 |
Citroen | 27821 | 24436 | +13,9 | 1,01 |
Honda | 21512 | 19101 | +12,6 | 0,78 |
Lifan | 20544 | 17910 | +14,7 | 0,74 |
Volvo | 20364 | 19209 | +6,0 | 0,74 |
Land Rover | 19043 | 13183 | +44,5 | 0,69 |
Chery | 19004 | 7278 | +161 | 0,69 |
Geely | 17566 | 6060 | +190 | 0,64 |
Lexus | 15653 | 13698 | +14,3 | 0,57 |
Great Wall | 14373 | 6777 | +112 | 0,52 |
Subaru | 14296 | 12371 | +15,6 | 0,52 |
ZAZ | 9964 | 20049 | -50,3 | 0,36 |
Infiniti | 9209 | 7042 | +30,8 | 0,33 |
Богдан | 7219 | 8434 | -14,4 | 0,26 |
Vortex | 5953 | 12103 | -50,8 | 0,22 |
Jeep | 4704 | 2093 | +125 | 0,17 |
Porsche | 3613 | 2202 | +64,1 | 0,13 |
Fiat | 2664 | 15312 | -82,6 | 0,10 |
BYD | 2630 | 2007 | +31,0 | 0,10 |
Mini | 2629 | 2002 | +31,3 | 0,10 |
Seat | 2500 | 1127 | +122 | 0,09 |
Cadillac | 2024 | 2226 | -9,1 | 0,07 |
Jaguar | 1506 | 1182 | +27,4 | 0,05 |
Tagaz | 1117 | 1837 | -39,2 | 0,04 |
Haima | 591 | 3114 | -81,0 | 0,02 |
FAW | 560 | 0 | - | 0,02 |
Bentley | 280** | 158** | +77,2 | 0,01 |
Dodge | 206 | 158 | +30,4 | 0,01 |
Chrysler | 194 | 76 | +155 | 0,01 |
Rolls-Royce | 71** | 69** | +2,9 | 0,00 |
Ferrari | 44** | 38** | +15,8 | 0,00 |
Alfa Romeo | 29 | 5 | +480 | 0,00 |
smart | 28 | 0 | - | 0,00 |
Maserati | 26** | 38** | -31,6 | 0,00 |
Maybach | 16** | 16** | - | 0,00 |
Aston Martin | 15** | 28 | -46,4 | 0,00 |
Lamborghini | 6 | 0 | - | 0,00 |
Lotus | 5 | 5 | - | 0,00 |
Spyker | 2 | 1 | +100 | 0,00 |
Другие*** | 0 | 8 | - | - |
* Зеленая стрелка - увеличение доли рынка, красная - уменьшение ** Импорт новых автомобилей в Россию *** ГАЗ и Caterham |
При подготовке материала использованы данные Авторевю, АА Автостат и Ассоциации европейского бизнеса.