Российский авторынок: итоги 2023 года

Фото: Игорь Владимирский

Автостат подвел итоги продаж автомобилей на российском рынке в ушедшем 2023 году. Всего за двенадцать месяцев в стране реализовано 1 млн 309 тысяч новых машин разных классов (включая грузовики и автобусы), и это на 64% больше, чем в провальном 2022-м.

Рынок новых легковых автомобилей и вовсе вырос на 69%, до 1 млн 59 тысяч экземпляров: сюда включены и официальные продажи, и все разновидности альтернативного импорта. Причем пик случился в декабре, когда на учет встало почти 120 тысяч машин, хотя за первые семь месяцев спрос не превышал сотни тысяч. То есть к концу года темп вырос практически до показателей 2021-го (тогда было реализовано 1,52 млн новых легковых автомобилей).

Главным фактором роста продаж в прошлом году стала инфляция: покупатели вкладывали свои сбережения в покупку автомобилей, даже невзирая на рост цен. По данным Автостата, за одиннадцать месяцев 2023 года средневзвешенная цена нового автомобиля в России выросла на 23% и составила 2,92 млн рублей. А выдача кредитов за год увеличилась более чем вдвое (на 111%) в рублевом исчислении. Причем именно частники обеспечили основной рост продаж: доля юрлиц в структуре спроса снизилась с 24,2% в позапрошлом году до 22,3% в минувшем году.

Российские автомобили в 2023 году заняли 32% рынка: это Лады (324446 штук) и УАЗы (11934 штуки). А на китайские машины (включая локальные марки Москвич и Evolute) пришлось почти 53% спроса, хотя еще в 2022 году их доля не превышала 20%. Оставшиеся 15% по итогам года — это европейские, японские, корейские и американские автомобили, которые остались на нашем рынке в основном благодаря неофициальным поставкам. Причем их доля продолжает сокращаться: например, в декабре она составила лишь 8%.

Среди китайских марок в 2023 году на первом месте Chery: 118950 проданных машин. А если учесть все дочерние бренды (Omoda, Exeed, Jetour, Kaiyi, Jaecoo), то на счету компании Chery уже почти 222 тысячи проданных автомобилей, и это 21% всего рынка! Однако самой популярной иномаркой в ушедшем году стал выпускаемый на тульском заводе кроссовер Haval Jolion: 55550 машин и второе место модельного рейтинга, впереди только намного более дешевая Лада Гранта (195910 штук).

Отдельно про электромобили: их продажи на российском рынке выросли почти в пять раз! Итог 2023-го — 14089 новых батарейных машин, хотя это лишь 1,3% всего рынка. Интересно, что на первом месте марка Zeekr (3724), которая представлена исключительно неофициальными поставками. И только на втором месте российский бренд Evolute (2020 машин).

Позже мы опубликуем подробный отчет о продажах новых автомобилей на российском рынке в 2023 году.

Рекомендованные статьи