Honda уходит к Toro Rosso. Это отступление или сильный ход на перспективу?

Мудрость о том, что невозможно дважды войти в одну реку, верна не всегда. Но в случае с сотрудничеством Хонды и Макларена на новом этапе она оправдалась блестяще. То, что приводило к победам в начале девяностых, сегодня оказалось провальным. Настолько провальным, что японской фирме, вероятно, можно было бы махнуть рукой на потерянные миллиарды и свернуть формульную программу. Почему японцы так не поступили?

Проблемы с силовыми установками для команды McLaren не форсмажор, а суровая повседневность

Эпопея с неудачным возвращением фирмы в Формулу-1 имеет длительную предысторию. И последние главы этой предыстории тоже были, мягко говоря, не самыми триумфальными. Когда у фирмы яркие победы чередуются с относительными неудачами (как, например, у Renault) это нормально. Когда два крупных, резонансных поражения следуют одно за другим это неправильно со стратегической точки зрения. Это уже удар по репутации. Вспомните, как завершилась история с командой BAR, превратившейся в фирменную команду Хонды в Формуле-1. Это было не просто фиаско! Это было обидное фиаско в двух шагах от успеха, как потом показал Росс Браун. В 2009 году, на следующий сезон после ухода японской фирмы, он сделал гонщика переданной ему команды чемпионом. Наверняка из той истории японцы сделали выводы и теперь будут сражаться до последнего. Пока они не ушли из Формулы-1, надежда на успех сохраняется. Теоретически…

Предпоследнее возвращение Хонды в Формулу-1 закончилось слишком поспешным уходом. Дженсон Баттон (на первом плане) шесть лет безуспешно выступал за команду, которая называлась последовательно BAR Honda и Honda. А потом стал чемпионом мира в этой же команде, но она уже звалась Brawn GP и к Хонде отношения не имела

Практически  сложно представить себе, что в 2018 году Honda вдруг догонит Mercedes по мощности и надежности  с чего бы? Думается, прицел у японцев более дальний. В 2021 году будет введен в действие новый технический регламент. Все детали его еще не ясны. Но то, что моторы нового поколения будут гораздо более «земными» и привычными, чем нынешние сверхсложные силовые установки  это точно. И вот тогда...

Во-первых, для создания более простой техники уже не нужны будут гадания на кофейной гуще, шаманство и пляски с бубном, как сегодня  нормальных технологических знаний будет достаточно. Во-вторых, японская фирма сможет играть на привычном поле, отличных гоночных моторов она построила предостаточно. И, наконец, в-третьих, все конкуренты начнут с чистого листа, одновременно  и не повторится история, когда Honda была вынуждена догонять, отставая от соперников как минимум на год.

Фернандо Алонсо хотел покинуть McLaren, если его сотрудничество с Хондой продолжится. Команда из Уокинга предпочла пойти навстречу прославленному гонщику

Так что стратегическая задача японской фирмы сегодня состоит в том, чтобы переждать три предстоящих года в относительной тени. Но при этом не выпадать из процесса! Ждать светлого будущего, оставаясь в Формуле-1, не теряя контакта с командами и следя за всеми подводными течениями в паддоке. В этом смысле идеальным вариантом для сотрудничества для Хонды был тот, который почти стал реальным  с командой Sauber. Швейцарский коллектив вполне боеспособен, у него есть достаточно современная фабрика в Хинвиле. А что касается плачевных результатов, то там все дело лишь в недостаточном финансировании. Sauber  не амбициозный McLaren, к команде не приковано внимание британской прессы, она не стремится к победам. Думается, финансовые вливания со стороны Хонды помогли бы построить конкурентоспособное шасси.

Honda практически договорилась с Монишей Кальтенборн, в конце апреля стороны опубликовали официальное заявление, анонсировали предстоящее сотрудничество. Но какие-то закулисные силы были против этого. Мониша поплатилась своим постом руководителя команды, а новое руководство Заубера предпочло пойти традиционным путем и, как и прежде, опираться на Ferrari. После этого договориться с Toro Rosso оказалось жизненно необходимо. Это был просто-напросто единственный реальный вариант для Хонды! Да, это всего лишь бывшая Minardi. Но с топ-командой у Хонды контракт был, и она этой возможностью воспользовалась не лучшим образом. Теперь партнер будет более скромный. То, что какие-то переговоры с японцами вел Williams, ничего не значит  этот вариант перспектив не имел.

Судите сами. После того, что происходило с Маклареном в последние годы, в обещания японцев уже никто не верит. Они могут сколько угодно заверять, что их следующее, радикально новое творение будет превосходным. Но ни один руководитель команды не примет их доводы всерьез. Даже серьезная спонсорская сумма, которую в состоянии предложить Honda, ситуацию не меняет. В конце концов, в Формуле-1 участвуют, чтобы побеждать, бороться с соперниками, зарабатывать очки. Борьба и успехи обеспечивают энтузиазм всех сотрудников.

В следующем году у Макларена наступит момент истины. Если неудачи продолжатся, то списывать их уже будет не на кого...

Ведь работа в Формуле-1 тяжела, и идут туда именно квалифицированные энтузиасты, которые могли бы хорошо зарабатывать и в другой сфере. Если усилия команды, сделавшей хорошую машину, уходят в песок из-за плохого мотора  энтузиазм падает, уникальные специалисты разбегаются. А рекламный фактор? Это же нонсенс какой-то  одна из самых популярных в мире команд Формулы-1 долгие годы не может найти титульного спонсора! А McLaren не может, потому что он не в лучшем состоянии по понятной причине. Одно дело, когда спонсора ищет McLaren, борющийся за победы и подиумы. И совсем другое  когда машина команды чаще всего попадает в кадр, останавливаясь на обочине или досрочно завершая гонку у боксов.

Так что Williams или Force India, чье благополучие напрямую зависит от рекламных доходов, вряд ли могли бы сегодня договориться с Хондой о сотрудничестве. Haas? Американская команда слишком завязана на Ferrari, покупая не только итальянские силовые установки, но и все, что возможно взять со стороны, не нарушая правила. Вот и получается, что Toro Rosso  единственная команда в Формуле-1, которая может почти безболезненно перейти на заведомо худшие моторы.

Руководитель Toro Rosso Франц Тост и представители Хонды Кацухиде Морияма и Масаши Ямамото. Все пока улыбаются, совместная работа и неизбежные трудности впереди

Успехи в Кубке конструкторов в личном зачете для коллектива из Фаэнцы не критичны, главные турнирные задачи решает «старшая» команда. Рекламные деньги тоже не жизненно важны, Red Bull без финансирования не оставит. И так уж получилось, что сегодня Toro Rosso не выполняет свою главную задачу, для которой предназначена  не готовит для Red Bull новые кадры. Не нужны они, там полный комплект! А с переходом на Хонду младшая команда снова будет помогать старшей. Как? Будет держать в руках контракт с Хондой и давать возможность японским мотористам прогрессировать. Понятно, что в этот прогресс не очень-то верится. Но маловероятное не есть невозможное, не исключено, что японцы все-таки прекратят бродить по кругу и придут туда, куда наметили.

И вот тогда… Тогда хондовский контракт Toro Rosso переуступит главной команде. И для Red Bull настанет эра эксклюзивного сотрудничества с поставщиком хороших моторов. Команда будет не клиентом, а партнером! Ни один из трех других мотористов подобных условий Дитриху Матешицу и Кристиану Хорнеру не предлагает сейчас и не предложит в обозримом будущем. Просто потому что у этой троицы есть свои команды в Формуле-1, об успехе которых надо заботиться прежде всего. А Red Bull  конкурент. Так что в стратегическом плане для Red Bull в целом сделка может стать очень выгодной (хотя в ближайшей перспективе она несет Toro Rosso лишь головную боль и лишние сложности). Если бы у Макларена был дочерний коллектив, команда из Уокинга наверняка действовала бы так же. Но этого нет, поэтому в следующем году мы будем оценивать невиданное в истории Формулы-1 сочетание McLaren Renault.

Побочный эффект моторной «рокировки»: Карлос Сайс в следующем году будет выступать за команду Renault. В кокпит Toro Rosso, очевидно, посадят одного из молодых японских пилотов, а судьба Даниила Квята должна проясниться в ближайшее время

Что ж, такая сделка выгодна всем. А больше всего — новому руководству Формулы-1, хотя неясно, велика ли в соглашении Toro Rosso и Хонды его заслуга. Во всяком случае, представитель японской фирмы выразил признательность Liberty Media и FIA за содействие. Смотрите, при Берни Экклстоуне Honda не добилась успеха и ушла. А сейчас  не добилась успеха и осталась.

И это здорово! Это играет на авторитет Формулы-1 во всем мире. Пока не наступил 2021 год, когда в дело могут вступить новые серьезные игроки вроде Porsche, разбрасываться автомобильными компаниями с мировым именем нельзя.

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий
  • Интересный конечно расклад получается. Две конюшни приблизительно с равными силами из не последнего эшелона с одними моторами, но с разной историей и философией будут конкурировать на прямую. Это зрелище я не пропущу!

    P.S.: Ахахах! Альянс -
    РеноНиссанАвтоВАЗМерседесКамазМакларен - ВАГ мы придём за тобой! )))

  • Во всей этой истории сожалею лишь о том, что Кубица так и не сядет за руль Рено. Не то, чтобы я на это особо надеялся, но хотелось немного чуда.
    А ещё теперь непонятно, если Квят останется в ТР, хорошо это или плохо. Вряд ли двигатель Хонда станет вдруг хорошим. А значит, его ждет очередной потерянный сезон.
    А больше всего интересует, если Макларен не поедет с Рено, что тогда?

  • Я не верю в Хонду... а если реально придет Порше и выкупит Ред Булл, то Хонде просто придется выкупить 100% Торро Россо, хотя есть и другой вариант...Быки выгодно продают команду Порше, за это время Хонда подтягивает свой двигатель и они совместно раскручивают новый чемпионский проект под названием Торро Россо, вваливая кучу бабла, полученную от продажи команды, в рекламу и новые напитки.

  • Браун выиграл на моторах Мерседес... и я не думаю, что тележка от Хонды, была лучшей в том году. Были интересные решения, которые и дали преимущество команде в начале чемпионата.
    По Хонде...главная ошибка - это как ни странно Алонсо. У команды было два неплохих новичка Магнуссен и Вандорн...но им то захотелось, чтобы на этих ведрах ездили чемпионы Алонсо и Баттон. Зачем было столько бабла вваливать в контракт Алонсо? На первых порах можно было посадить Баттона и Магнуссена, а затем Баттона сменить на Вандорна, оставив Дженсона запасным гонщиком и учителем молодежи по доводке болида...что в принципе и сейчас есть. А все свободные деньги угрохать в двигатель...сколько там получил за это время Алонсо от Хонды?
    И еще интересен вопрос, поменяется ли теперь конечная сумма в контракте у Алонсо? Рено точно оплачивать его амбиции не собирается, а МакЛарен боюсь в одиночку просто не сможет...

    • По Брауну - это была лучшая машина первой половины сезона 2009-го года. Учитывая, что двигатель был вкручен в последнюю очередь, можно ещё на два умножить. К концу года да, РБ был лучше.
      По Алонсо - это просто один из лучших гонщиков современности. Не думаю, что двигатель Хонды получился таким неудачным из-за недостатка денег. Там куча других причин, но никак не деньги.

      • Лучшей она была именно благодаря движку от Мерседеса...а Алонсо, да - он хороший гонщик, но постоянно попадает не в то время, и не в то место. Хонда - не Тойота, денег лишних у них нет, и если бы не затраты на Алонсо, вполне возможно движок мог бы получиться более удачным, чем сейчас.

        • При том техническом регламенте все моторы были очень близки, разве что Косворт проигрывал. А победил Браун благодаря двойному диффузору.

          • Все правильно вы пишите, но не поставь Браун Мерсовский движок, одно шасси вряд ли бы выиграло чемпионат...я к тому, что не продай тогда Хонда Брауну все свои наработки, а останься собственной командой, не было бы никакого триумфа. Что тогда, что сейчас Хондовцы так и не смогли сделать нормальный движок. Почему сейчас с Торро Россо должно что то получиться?

            • Ещё раз: в 2009-м Браун выехал не за счёт движка. Он и на Хонде бы выиграл. Тут героизм всей ситуации в том, что двигатель был вкручен в последний момент. Они б, наверное, и на Косуорте в первой половине чемпионата лидировали.
              И насчёт "Хонда не Тойота, не хватает денег" - просто почитайте аналитику, там дело далеко не в деньгах, а именно в японском подходе к делу.
              Кстати, Тойота тоже звёзд с неба не хватала.

              • Может и выиграл бы, а может быть и нет... Двигатель Мерседес сыграл не последнюю роль в выигрыше Брауна, потому как был лучшим в пелетоне. Я ведь не спорю, что тележка в начале чемпионата была самой удачной, но без хорошего двигателя, даже это не гарантирует побед.

                • Ну тогда у Мерседеса не было такого преимущества, как сейчас. Да и движки-то по сравнению с нынешними - каменный век, атмосферный 2,4 V8. Из них на тот момент, кажется, выдавили всё, что можно. Просто на то время роль двигателя не была такой подавляющей. Не то, что сейчас.

        • Так у Макларена тоже Мерседес двигатель был, так что дело именно в шасси, и двойном диффузоре.

  • Вчера была 10-летняя годовщина со дня гибели Колина МакРея... Будет ли выпущена про него статья ? Про Сенну уже трижды писали (1994, 2004 и 2014), про Колина - лишь однажды (2007). Знаю, к Формуле комментарий не относится, но всё же...

  • Зачем многие хоронят ТР и желеют Тоста? Для Scuderia Minardi это уникальный шанс стать заводской командой по типу великих Макларен-Хонда, Вильямс- Рено! На титулы расчитывать ну-уу очень сложно,но борьба за подиумы вполне возможны! Это ли не вызов для Тоста, Ки, инженеров и механиков команды, это шанс для них может быть единственным в жизни. Кстати сегодняшний Мерседес делал горнолыжный инстрктор, смешно, тоже под Хонду. Да и если Даня останется в ТР , есть очень сильный шанс закрепиться в Ф-1 на долго как гонщик не молодёжки РБ , а пилота Хонды. Да и Хонде под меньшим прессингом будет по легче разобраться с проблемами. Удачи всем Нам!!!

  • Всё очень даже логично, по-моему.
    Единственное, не думаю, что прям сразу в следующем году Макларен с двигателем Рено сможет бороться за титул. Если хотя бы за победы в отдельных гонках, как Ред Булл сейчас, это уже будет прогресс. Но вот когда придёт (и придёт ли) время реальной борьбы за титул, всё равно неизвестно.
    Жаль только, Алонсо не молодеет...
    З.Ы. Пришло тут в голову. Много читал о том, что Фанхио имел чутьё на то, какая команда будет успешна в будущем. Так вот Алонсо по ходу - анти-Фанхио, ибо у него явно чутьё на прямо противоположное - какая команда станет хуже.

    • Но с Рено-то он угадал! Когда он переходил туда из Минарди, еще ничто не говорило о чемпионском потенциале той команды.

      • Заводская Рено, которая и делала ставку на Алонсо в то время, совсем не Минарди, которая всегда была в задних рядах Ф1...

      • Это да. Но, как говорится, исключение только подтверждает )) Угадал с Рено, но не угадал с Феррари и с Маклареном, итого: 1 - 2 не в пользу Алонсо. К сожалению, т.к. хоть я и болельщик Хэма и в 2007-м болел ясно за кого в их борьбе, но... Вот говорят - кто-то заслуживает большего. С одной стороны как бы и глупость, потому как чего в реальности добился, того по факту и заслуживал - суровая правда жизни, всякие отмазки не канают, не повезло, не смог из-за каких-то независящих от тебя обстоятельств - какая разница, всё равно не смог, значит, неудачник и т.п., но иногда действительно видно, что так и есть, заслуживает большего, но не сложилось, не повезло, непруха конкретная. Вот Алонсо как раз и заслуживает куда большего, чем 2 титула, имхо. В то время как некоторые заслуживают куда меньше, чем... ну, не будем ))

    • Вот и посмотрим, что стоит их шасси. Алонсо кричит, что оно самое лучшее в паддоке, мотор гАвно)))

    • Да какие победы?? Максимум стабильно в очки будет приезжать ))

      • Ну, отдельные победы - это для них самый по-моему оптимистичный вариант. Хотя буду рад ошибиться, и они таки включатся в борьбу за титул! ))

  • Будем держать пальчики, что:
    1) С Квятом подпишут контракт.
    2) С мотором Хонда ТР не опустится на уровень Заубера.

  • Сергей, как вы считаете, насколько велики шансы Квята остаться в Торо Россо на 2018? По идее сажать 2х новичков вряд ли захотят... Хотя всякое может быть.

  • Желаю успехов Хонде. Ну и хотелось бы чтобы они три года не как статисты выступали,прогресс то должен начаться..

  • Франц на фото улыбается, а сам думает - "Как я сюда попал, в какую х@@ню меня втравили?!")))))))

  • Какая-то утопия. Через 3 года red bull как команды уже может не быть, логика вообще непонятна. Пока выигрывают все: макларен, Алонсо, Сайнс, только toro rosso играет в странные игры.

Рекомендованные статьи