Honda уходит к Toro Rosso. Это отступление или сильный ход на перспективу?
Мудрость о том, что невозможно дважды войти в одну реку, верна не всегда. Но в случае с сотрудничеством Хонды и Макларена на новом этапе она оправдалась блестяще. То, что приводило к победам в начале девяностых, сегодня оказалось провальным. Настолько провальным, что японской фирме, вероятно, можно было бы махнуть рукой на потерянные миллиарды и свернуть формульную программу. Почему японцы так не поступили?
Проблемы с силовыми установками для команды McLaren не форсмажор, а суровая повседневность
Эпопея с неудачным возвращением фирмы в Формулу-1 имеет длительную предысторию. И последние главы этой предыстории тоже были, мягко говоря, не самыми триумфальными. Когда у фирмы яркие победы чередуются с относительными неудачами (как, например, у Renault) — это нормально. Когда два крупных, резонансных поражения следуют одно за другим — это неправильно со стратегической точки зрения. Это уже удар по репутации. Вспомните, как завершилась история с командой BAR, превратившейся в фирменную команду Хонды в Формуле-1. Это было не просто фиаско! Это было обидное фиаско в двух шагах от успеха, как потом показал Росс Браун. В 2009 году, на следующий сезон после ухода японской фирмы, он сделал гонщика переданной ему команды чемпионом. Наверняка из той истории японцы сделали выводы — и теперь будут сражаться до последнего. Пока они не ушли из Формулы-1, надежда на успех сохраняется. Теоретически…
Предпоследнее возвращение Хонды в Формулу-1 закончилось слишком поспешным уходом. Дженсон Баттон (на первом плане) шесть лет безуспешно выступал за команду, которая называлась последовательно BAR Honda и Honda. А потом стал чемпионом мира в этой же команде, но она уже звалась Brawn GP и к Хонде отношения не имела
Практически — сложно представить себе, что в 2018 году Honda вдруг догонит Mercedes по мощности и надежности — с чего бы? Думается, прицел у японцев более дальний. В 2021 году будет введен в действие новый технический регламент. Все детали его еще не ясны. Но то, что моторы нового поколения будут гораздо более «земными» и привычными, чем нынешние сверхсложные силовые установки — это точно. И вот тогда...
Во-первых, для создания более простой техники уже не нужны будут гадания на кофейной гуще, шаманство и пляски с бубном, как сегодня — нормальных технологических знаний будет достаточно. Во-вторых, японская фирма сможет играть на привычном поле, отличных гоночных моторов она построила предостаточно. И, наконец, в-третьих, все конкуренты начнут с чистого листа, одновременно — и не повторится история, когда Honda была вынуждена догонять, отставая от соперников как минимум на год.
Фернандо Алонсо хотел покинуть McLaren, если его сотрудничество с Хондой продолжится. Команда из Уокинга предпочла пойти навстречу прославленному гонщику
Так что стратегическая задача японской фирмы сегодня состоит в том, чтобы переждать три предстоящих года в относительной тени. Но при этом не выпадать из процесса! Ждать светлого будущего, оставаясь в Формуле-1, не теряя контакта с командами и следя за всеми подводными течениями в паддоке. В этом смысле идеальным вариантом для сотрудничества для Хонды был тот, который почти стал реальным — с командой Sauber. Швейцарский коллектив вполне боеспособен, у него есть достаточно современная фабрика в Хинвиле. А что касается плачевных результатов, то там все дело лишь в недостаточном финансировании. Sauber — не амбициозный McLaren, к команде не приковано внимание британской прессы, она не стремится к победам. Думается, финансовые вливания со стороны Хонды помогли бы построить конкурентоспособное шасси.
Honda практически договорилась с Монишей Кальтенборн, в конце апреля стороны опубликовали официальное заявление, анонсировали предстоящее сотрудничество. Но какие-то закулисные силы были против этого. Мониша поплатилась своим постом руководителя команды, а новое руководство Заубера предпочло пойти традиционным путем и, как и прежде, опираться на Ferrari. После этого договориться с Toro Rosso оказалось жизненно необходимо. Это был просто-напросто единственный реальный вариант для Хонды! Да, это всего лишь бывшая Minardi. Но с топ-командой у Хонды контракт был, и она этой возможностью воспользовалась не лучшим образом. Теперь партнер будет более скромный. То, что какие-то переговоры с японцами вел Williams, ничего не значит — этот вариант перспектив не имел.
Судите сами. После того, что происходило с Маклареном в последние годы, в обещания японцев уже никто не верит. Они могут сколько угодно заверять, что их следующее, радикально новое творение будет превосходным. Но ни один руководитель команды не примет их доводы всерьез. Даже серьезная спонсорская сумма, которую в состоянии предложить Honda, ситуацию не меняет. В конце концов, в Формуле-1 участвуют, чтобы побеждать, бороться с соперниками, зарабатывать очки. Борьба и успехи обеспечивают энтузиазм всех сотрудников.
В следующем году у Макларена наступит момент истины. Если неудачи продолжатся, то списывать их уже будет не на кого...
Ведь работа в Формуле-1 тяжела, и идут туда именно квалифицированные энтузиасты, которые могли бы хорошо зарабатывать и в другой сфере. Если усилия команды, сделавшей хорошую машину, уходят в песок из-за плохого мотора — энтузиазм падает, уникальные специалисты разбегаются. А рекламный фактор? Это же нонсенс какой-то — одна из самых популярных в мире команд Формулы-1 долгие годы не может найти титульного спонсора! А McLaren не может, потому что он не в лучшем состоянии по понятной причине. Одно дело, когда спонсора ищет McLaren, борющийся за победы и подиумы. И совсем другое — когда машина команды чаще всего попадает в кадр, останавливаясь на обочине или досрочно завершая гонку у боксов.
Так что Williams или Force India, чье благополучие напрямую зависит от рекламных доходов, вряд ли могли бы сегодня договориться с Хондой о сотрудничестве. Haas? Американская команда слишком завязана на Ferrari, покупая не только итальянские силовые установки, но и все, что возможно взять со стороны, не нарушая правила. Вот и получается, что Toro Rosso — единственная команда в Формуле-1, которая может почти безболезненно перейти на заведомо худшие моторы.
Руководитель Toro Rosso Франц Тост и представители Хонды Кацухиде Морияма и Масаши Ямамото. Все пока улыбаются, совместная работа и неизбежные трудности впереди
Успехи в Кубке конструкторов в личном зачете для коллектива из Фаэнцы не критичны, главные турнирные задачи решает «старшая» команда. Рекламные деньги тоже не жизненно важны, Red Bull без финансирования не оставит. И так уж получилось, что сегодня Toro Rosso не выполняет свою главную задачу, для которой предназначена — не готовит для Red Bull новые кадры. Не нужны они, там полный комплект! А с переходом на Хонду младшая команда снова будет помогать старшей. Как? Будет держать в руках контракт с Хондой и давать возможность японским мотористам прогрессировать. Понятно, что в этот прогресс не очень-то верится. Но маловероятное не есть невозможное, не исключено, что японцы все-таки прекратят бродить по кругу и придут туда, куда наметили.
И вот тогда… Тогда хондовский контракт Toro Rosso переуступит главной команде. И для Red Bull настанет эра эксклюзивного сотрудничества с поставщиком хороших моторов. Команда будет не клиентом, а партнером! Ни один из трех других мотористов подобных условий Дитриху Матешицу и Кристиану Хорнеру не предлагает сейчас и не предложит в обозримом будущем. Просто потому что у этой троицы есть свои команды в Формуле-1, об успехе которых надо заботиться прежде всего. А Red Bull — конкурент. Так что в стратегическом плане для Red Bull в целом сделка может стать очень выгодной (хотя в ближайшей перспективе она несет Toro Rosso лишь головную боль и лишние сложности). Если бы у Макларена был дочерний коллектив, команда из Уокинга наверняка действовала бы так же. Но этого нет, поэтому в следующем году мы будем оценивать невиданное в истории Формулы-1 сочетание McLaren Renault.
Побочный эффект моторной «рокировки»: Карлос Сайс в следующем году будет выступать за команду Renault. В кокпит Toro Rosso, очевидно, посадят одного из молодых японских пилотов, а судьба Даниила Квята должна проясниться в ближайшее время
Что ж, такая сделка выгодна всем. А больше всего — новому руководству Формулы-1, хотя неясно, велика ли в соглашении Toro Rosso и Хонды его заслуга. Во всяком случае, представитель японской фирмы выразил признательность Liberty Media и FIA за содействие. Смотрите, при Берни Экклстоуне Honda не добилась успеха и ушла. А сейчас — не добилась успеха и осталась.
И это здорово! Это играет на авторитет Формулы-1 во всем мире. Пока не наступил 2021 год, когда в дело могут вступить новые серьезные игроки вроде Porsche, разбрасываться автомобильными компаниями с мировым именем нельзя.