В чем Mercedes лучше Ferrari эпохи Михаэля Шумахера?
До начала похода коллектива Mercedes за пятой подряд победой в Формуле-1 остается всего несколько дней. Если грядущий сезон пройдет для действующих чемпионов успешно, то в конце года «Серебряные стрелы» сравняются с Ferrari, единственной командой в истории, которой удалось продержаться на вершине половину десятилетия. Предпосылки для этого есть: после четырех лет доминирования подопечные Тото Вольффа по всем основным параметрам опережают достижения Скудерии с 2000 по 2003 год. Не верите? Убедитесь сами!
Выиграли больше гонок
По числу выигранных Гран При за четыре сезона команда Mercedes уже далеко оторвалась от Ferrari. Дело здесь даже не в суммарном количестве, ведь и этапов в календаре в наше время на три—четыре больше. Впечатляет разница в процентном соотношении: если коллектив из Маранелло в 67 гонках первенствовал 42 раза, то «Серебряные стрелы» оставили соперников позади в 63 из 79 гонок. Получается 63% против 80%, хотя, казалось бы, что могло быть тотальнее гегемонии «Красных» в начале 2000-х.
Но это лишь начало: в плане побед в отдельные сезоны Mercedes тоже превосходит Ferrari — 84% от всех гонок в 2014-м и в следующем году, 90% в 2016-м и 60% в 2017-м. Как с этим обстоят дела у Скудерии времен доминирования Михаэля Шумахера? На фоне сегодняшнего Мерседеса — неважно: 59% в 2000 году, 53% в 2001-м, 89% в 2002-м, 50% в 2003-м.
Ведут по всем остальным показателям
Далеко впереди в процентном соотношении Mercedes и по другим статистическим достижениям: 90% поулов от всех Гран При, 77% финишей на подиуме и 54% лучших кругов в гонке. У Ferrari показатели куда скромнее: 58% поул-позиций, 66% попаданий в топ-3 и 37% быстрейших времен на круге.
Огромен разрыв и по кругам лидирования за четыре сезона: 78% от всей дистанции у Мерседеса (3683 из 4747 кругов) — и только 58% у Ferrari (2468 из 4247).
Успешнее выступают двумя машинами
Статистика достижений Ferrari могла быть гораздо лучше, если бы Скудерия доминировала не одной, а двумя машинами. Да и согласитесь, что запомнилась бы та эпоха как более зрелищная. Но вся команда была построена вокруг Михаэля Шумахера, а Рубенс Баррикелло был лишь на подхвате, получал не самую лучшую технику, да и в целом не отличался стабильностью. Если Шумахер в разгромном для соперников сезоне-2002 завершил все гонки на подиуме, лишь раз финишировав ниже второго места, то Рубиньо пять раз сошел с дистанции и дважды на финише оказывался за пределами топ-3. Поэтому неудивительно, что 35 из 42 побед (83%) за четыре года Ferrari принес Шумахер!
Команда Mercedes, наоборот, всегда придерживалась принципа равенства между гонщиками, хотя в каждом сезоне было очевидно, что быстрейшим является Льюис Хэмилтон. Британец завоевал 63% от всех первых мест (сорок побед из 63), а оставшиеся 37% триумфов принесли Мерседесу Нико Росберг (20 побед) и сменщик немца в 2017 году Валттери Боттас (3).
По числу победных дублей Mercedes также вполне предсказуемо впереди Ferrari: 35 двойных побед (55% от всех выигранных гонок) против 15 (36%).
Привезли больше секунд соперникам на финише
Помните одинокие финиши Михаэля Шумахера с преимуществом 20—30 секунд, как в Имоле или Барселоне в 2002 году? Тогда такое преимущество казалось целой пропастью, как и средний отрыв от пилотов других команд: 12,1 секунды в 2000-м, 14,8 в 2001-м, 19,9 в 2002-м. Мощно, но и в этом сравнении «Серебряные стрелы» тоже взяли верх: в первый сезон доминирования гандикап их пилотов составил невероятные 23,2 секунды! В следующие два года показатели примерно равны тому, что было у Ferrari, — 19,7 и 14,6 секунды. Четвертый сезон в победной серии прошел для Meрседеса, как и для Ferrari, под знаком борьбы с конкурентами, но все равно «Серебряные стрелы» умудрялись выигрывать со средним отрывом 13,1, тогда как у Скудерии было всего 6,5 секунды.
Что мы получаем в итоге за четыре сезона? Среднее преимущество Ferrari на финише — 13,2 секунды, а Мерседеса — 17,6.
Дважды были близки к рекордной серии побед
Начать стоит с того, что рекорд по количеству побед кряду в Формуле-1 принадлежит отнюдь не Ferrari и не Мерседесу, а команде McLaren. В 1988-м Айртон Сенна и Ален Прост, сменяя друг друга, поднялись на верхнюю ступень подиума в 11 гонках подряд! «Серебряные стрелы» покушались на это достижение дважды, но оба раза остановились в шаге от него. В 2016-м в Барселоне серия из десяти побед прервалась из-за столкновения Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга на первом круге, а в Сепанге того же года британец сошел из-за отказа мотора, тогда как немец потерял время и позиции после инцидента на старте. Если бы не эти обстоятельства, по чистой скорости у Мерседеса были все шансы сравняться с рекордом Макларена и даже выйти вперед, учитывая победы в следующих гонках.
То же самое можно сказать и про Ferrari. В 2002-м Скудерия выиграла десять этапов подряд, начиная с Монреаля и заканчивая финалом на Сузуке. Но погоня за 11-м триумфом на старте сезона-2003 в Мельбурне не увенчалась успехом. После дубля в квалификации гонщики Ferrari даже не попали на подиум: Рубенс Баррикелло разбил машину на первых кругах, а Михаэль Шумахер из-за лишнего пит-стопа, связанного с отвалившимся боковым дефлектором, финишировал четвертым. Вторая попытка итальянской команды (в конце 2003-го и начале 2004-го) прервалась на восьми победах, когда Шумахер сошел в памятном столкновении с Хуаном-Пабло Монтоей «под сейфти-каром» в туннеле Монако.
Ни разу не подпустили соперников к себе в концовке чемпионата
С одной стороны, в плане интриги в борьбе за чемпионство эпоха доминирования Мерседеса куда интереснее, чем годы побед Ferrari. Все три сезона Нико Росберг не давал спуску Льюису Хэмилтону и в конечном итоге нанес поражение напарнику, отобрав титул в 2016-м. В то же время, если бы не эта дуэль, то о реальном соперничестве в споре за золото можно было бы забыть: чемпион становился бы известен после первого поворота Гран При Австралии. Лишь на четвертый год кто-то из соперников попробовал навязать «Серебряным стрелам» борьбу, но Ferrari и Себастьяна Феттеля, увы, хватило лишь на две трети сезона.
У Скудерии и Михаэля Шумахера было куда больше оппонентов. В первом сезоне до предпоследнего Гран При на Сузуке их тандему противостояли McLaren и Мика Хаккинен. А спустя три года в качестве претендента на титул на финал чемпионата приехал сменщик Хаккинена в команде Кими Райкконен, тогда как Williams и Хуан-Пабло Монтойя выбыли из погони за золотом лишь этапом ранее.
Mercedes так близко соперников никогда не подпускал. В 2014 году его пилотам потребовалось 89% от всех гонок, чтобы стать недосягаемыми в чемпионате для спортсменов из других команд, 84% в 2015-м, 81% в 2016-м и 90% в 2017-м. Конечно, это не сравнится с 76% Ferrari в 2001 году и тем более с 65% в 2002-м, когда Михаэль Шумахер завоевал чемпионство на одиннадцатом из 17 этапов в конце июля! Но в то же время в 2000 году Скудерии потребовалось для этого 94% гонок, а в 2003-м — все сто процентов.
Дотянется ли Mercedes в пятом сезоне до ориентиров Ferrari?
Пятый и последний сезон доминирования Ferrari получился столь же разгромным, как и чемпионат 2002 года, выигранный Скудерией в одну калитку. 11 поулов, 15 побед (в том числе восемь дублей), 29 подиумов, 14 быстрых кругов и средний отрыв на финише в 17,5 секунды. К тринадцатому из 18 этапов Михаэль Шумахер, к тому моменту упустивший только победу в Монако, уже был вне досягаемости для соперников из других команд, а на 14-м Гран При в Спа математических шансов на титул лишился и Рубенс Баррикелло.
Как мы видим, предыдущие четыре сезона в своей победной серии «Серебряные страны» провели лучше Ferrari образца первой половины 2000-х. Так что вроде бы нет причин, по которым эта тенденция не продолжится в 2018-м. Новая машина W09, судя по расчетам на предсезонных тестах, очень быстра и надежна, тогда как с формой соперников — Red Bull Racing и Ferrari — не все так однозначно. Однако кто знает, как все сложится в гонках?
Но на всякий случай запомним ориентир, заданный Скудерией в 2004 году и конвертированный в соответствии с количеством гонок в предстоящем сезоне: 61% поулов (13 из 21), 83% побед (17 из 21 этапа), 44% дублей (девять из 21 гонки) и недосягаемый отрыв от соперников в чемпионате после 72% Гран При, то есть после 15-го этапа в Сингапуре в середине сентября 2018 года. Частичный ответ на вопрос о том, сможет ли Mercedes дотянуться до этой планки, мы получим уже в ближайшие выходные в Мельбурне…