Семь выводов по итогам предсезонных тестов Формулы-1

Фото: formula1.com | skysportsf1.com | команды-участницы | организаторы

В прошлую пятницу гонщики и команды Формулы-1 завершили подготовку к сезону-2018, до старта которого остается меньше двух недель. Что интересного произошло на тестах в Барселоне и какие выводы можно сделать?

Болельщикам Сироткина есть о чем беспокоиться

На тестах всегда сложно судить о том, над чем именно работает та или иная команда, но нынешняя программа конюшни Williams в Барселоне — сплошная загадка. С одной стороны, коллектив из Гроува стал четвертым по пройденной дистанции за восемь дней, уступив только Мерседесу, Ferrari и Toro Rosso. Но за эти 819 кругов (или 3812 км, равных протяженности двенадцати Гран При) команда Сергея Сироткина не поработала толком ни в квалификационном режиме, ни в гоночном. Свою первую симуляцию гонки россиянин провел только на шестой день тестов, да и его напарник Лэнс Стролл сделал это лишь накануне. В дальнейшем подопечные Фрэнка Уильямса еще по разу поработали на длинной серии кругов — и на этом все. Чем же занималась команда в остальное время?

Может быть, работала в квалификационном режиме с пустыми баками? Нет, гонщики Уильямса всю вторую неделю тестов неизменно занимали последнюю строчку по итогам дня. Скорее всего, команда сосредоточилась на понимании особенностей нового шасси, однако, по словам главы технического штаба Пэдди Лоу, раскрыть потенциал FW41 до конца все же не удалось. Так что единственный на данный момент вывод звучит неутешительно: революционному шасси не хватает стабильности в поворотах, и это не сулит ничего хорошего молодым гонщикам, которым в новом сезоне придется укрощать непослушную машину.

А еще похоже, что у команды из Гроува возникли самые серьезные проблемы с работой шин на холодном асфальте 4,6-километрового каталонского кольца. Ведь тяжелей всего пилотам Уильямса приходилось на мягких составах шин Hypersoft, Ultrasoft и Supersoft — на них Сироткин и его напарники даже не сумели превзойти свои времена, показанные на более жестких компаундах!

Конечно, с выводами о скорости FW41 лучше подождать до Гран При Австралии, но первый этап сезона вполне может стать холодным душем и для команды Williams, и для российских болельщиков…

Red Bull: детские болезни позади

Давно команда Red Bull Racing не проводила тесты столь продуктивно, как в нынешнее межсезонье. Если год назад подопечные Кристиана Хорнера лишь дважды за день превзошли символичный барьер сто кругов, то в этот раз они преодолели круглую отметку четырежды, а Даниэль Риккьярдо дважды становился быстрейшим по итогам дня. Видимо, не зря команда так рано закончила работу над новой машиной: RB14 оказалась сбалансированной и надежной с самого начала. Да, однажды была потеря времени из-за утечки масла, но в остальном тесты для австрийского коллектива прошли гладко.

Судя по данным GPS, в поворотах барселонской трассы шасси Red Bull ничуть не уступало болидам Mercedes по эффективности и оказалось лучше Ferrari. Вопросы вызывает только мощность и надежность двигателя, который мотористы Renault на тестах «придушили» на 40—50 л.с. Но если с силовой установкой все будет в порядке, то австрийская команда может серьезно попортить нервы лидерам чемпионата.

Haas метит в лидеры средней группы

Главным приятным сюрпризом предсезонных тестов стала команда Haas. Хотя поначалу ничто не предвещало прорыва: по ходу большей части заездов гонщики американского коллектива пребывали в районе шестой—седьмой позиции. Но в предпоследний день Кевин Магнуссен внезапно поднялся на вторую строчку, уступив 1,1 секунды Себастьяну Феттелю, а в финальный день вторым стал Ромен Грожан, который отстал от другого пилота Ferrari, Кими Райкконена, на 1,2 секунды. При этом датчанин и француз, в отличие от гонщиков Скудерии, проехали свои лучшие круги на шинах Supersoft и Ultrasoft, а не на самом мягком типе Hypersoft. Впечатляющий результат даже с учетом того, что в сводной таблице по итогам восьми дней Магнуссен оказался шестым, а Грожан — девятым.

Неужели новая машина VF18 настолько хороша? Как отмечают в самой команде Haas, главного прогресса они добились в понимании работы с шинами. Ну а раз с покрышками разобрались, то осталось устранить хронические неполадки в тормозной системе и добиться эффективной работы обновлений. Тогда, может быть, пилотам Haas и получится навязать конкуренцию соперникам из коллективов Renault и Force India.

Вообще борьба в середине пелотона в сезоне-2018 обещает быть очень жаркой. Если верить данным GPS, группу из Renault (+1,3 секунды от лидеров), Haas (+1,4), McLaren (+1,5), Toro Rosso (+1,6), Force India (+1,7) и Williams (+1,8) разделяют считаные мгновения, да и Sauber не так далеко (+2,0).

Чемпионы вновь шифруются

Команда Mercedes вот уже который год верна своему подходу к зимним тестам: важнее всего проехать как можно больше кругов и убедиться в надежности новой машины, а игра мускулами подождет до пятничных тренировок в Мельбурне. С 2014-го «Серебряные стрелы» неизменно становятся первыми по пройденной дистанции. Вот и в этом году Льюис Хэмилтон и Валттери Боттас намотали в общей сумме 4841 километр — длину пятнадцати Гран При. Ferrari, занявшая вторую строчку, проехала ощутимо меньше — 4325 километров. При этом ни разу за все восемь дней тестов в Барселоне действующие чемпионы не столкнулись с техническими проблемами, так что с надежностью у W09 все в полном порядке.

О скорости новой машины Mercedes мы узнаем лишь в Австралии, поскольку Хэмилтон и Боттас не просто не провели квалификационные пристрелки, но даже не выезжали на трассу на самых мягких шинах Hypersoft. Свои лучшие времена они оба показали на составе Ultrasoft, уступив лидеру тестов, Себастьяну Феттелю, полторы секунды. И хотя разница между двумя этими типами шин, по официальным данным Pirelli, составляет 0,7—0,8 секунды, сравнивать чистую скорость W09 и SF71H пока невозможно: команда Mercedes, в отличие от своих прямых соперников, с пустыми баками не работала. Понятно, что в самом чемпионском коллективе примерно знают, насколько быстра машина, и в их статусе главных фаворитов сомневаться не приходится. Вопрос лишь в величине преимущества. Согласно расчетам аналитиков и данным GPS, отрыв «Серебряных стрел» от Ferrari на быстром круге на одинаковых шинах составлял 0,3 секунды.

Ferrari на вершине, но радоваться нечему

Третий год подряд Скудерия завершает предсезонные тесты с быстрейшим временем и дублем в сводной классификации. В 2016-м, как мы помним, это ничего не дало: чемпионат выдался провальным для «красных», да и в 2017-м зимние успехи в Барселоне не привели Ferrari к чемпионству. Поэтому как таковой привязки лучшего времени на тестах к реальной форме Скудерии нет: маятник может качнуться в любую сторону. Тем не менее все три последних года итальянская команда действует по одинаковой схеме: сначала в предпоследний день один гонщик проезжает так, как никто в предыдущие полторы недели не ездил, а в финальный выстреливает второй пилот. Ни у одной другой команды такой синхронности и последовательности нет. Что это значит? Только то, что Ferrari, как и Mercedes, придерживается одного подхода к предсезонным тестам, последние два дня работая в квалификационном режиме.

Единственным отличием в этом году стал тот факт, что Феттель и Райкконен побили официальный рекорд круга в Барселоне — 1.18,339, установленный в далеком 2008-м Фелипе Массой. Причем разница оказалась значительной: Феттель показал 1.17,182, Райкконен — 1.17,221. Впрочем, это удалось еще трем гонщикам: Фернандо Алонсо (1.17,784), Даниэлю Риккьярдо (1.18,047) и Карлосу Сайнсу (1.18,092). А в полусекундном интервале от рекорда Массы уместились еще семь пилотов: Кевин Магнуссен (1.18,360), Пьер Гасли (1.18,363), Льюис Хэмилтон (1.18,400), Ромен Грожан (1.18,412), Валттери Боттас (1.18,560), Нико Хюлькенберг (1.18,675) и Стоффель Вандорн (1.18,855). Новые, более мягкие шины и свежеуложенный менее абразивный асфальт, а также эволюция машин за минувший год сделали свое дело: время круга в Барселоне улучшилось на 1,5—2 секунды.

Гигантский отрыв гонщиков Ferrari, конечно, бросается в глаза, но при этом повторюсь, что их основные соперники из Mercedes и Red Bull Racing не занимались симуляцией квалификации с минимальной топливной загрузкой на мягких шинах. А данные GPS, как говорилось выше, не в пользу Скудерии…

Двигатель Honda, оказывается, надежен!

«Хорошо смеется тот, кто смеется последним» — эта пословица как нельзя лучше описывает положение коллектива Toro Rosso — Honda после предсезонных тестов. А ведь сколько насмешек было в адрес «сестринской» команды Red Bull после объявления о сотрудничестве с японскими мотористами осенью прошлого года! «Я просто не понимаю их. Они разве не видели, что происходило с японскими моторами в последние три сезона? С чего вдруг Honda должна добиться прогресса, вы видели хоть один просвет?» — негодовал тогда один из главных критиков в современной Формуле-1 экс-чемпион мира Жак Вильнев.

Многим действительно представлялось, что в Барселоне машина Toro Rosso, как и McLaren в предыдущие годы, будет по полдня стоять в боксах и ломаться после нескольких кругов. Но реальность оказалась куда более радужной: ни одной технической проблемы за восемь дней и 3826 пройденных километров! Это третье место после команд Mercedes и Ferrari и больше половины от всей пройденной дистанции коллектива McLaren-Honda на предсезонных тестах за прошлые три года!

Очевидно, что мотористы из Сакуры добились прогресса за зиму, но напрашивается вопрос: а так ли была виновата Honda в бедах Макларена? Ответ подсказала сама британская команда…

Новый мотор и старые проблемы

В это сложно поверить, но в третий раз за последние четыре года некогда чемпионская команда McLaren стала аутсайдером по пройденной дистанции! И если раньше в Уокинге могли бросать камни в огород мотористов из Хонды, то теперь они должны винить только себя. Из 2177 кругов, пройденных машинами с двигателем Renault, MCL33 проехала лишь 559, то есть остальные 1578 кругов (или 72,5%) поделили между собой Red Bull Racing и заводская команда французского концерна! Так что, как бы ни изображали оптимизм и спокойствие боссы и гонщики Макларена, на деле это смахивает на фиаско…

Что не так с новой машиной? Ведь гоночный директор Эрик Булье в декабре рапортовал об успешной интеграции нового мотора и утверждал, что адаптировать силовую установку Renault оказалось даже проще, чем блок Honda. Похоже, главная проблема осталась той же — слишком плотная компоновка двигателя, из-за которой возникает перегрев узлов. Только если в 2015-м и 2016-м в стремлении к минимализму обвиняли японцев, то теперь становится понятно, чья именно это была идея. А ведь при изменении концепции в 2017-м Honda отмечала, что на плотной компоновке настаивал именно McLaren.

По ходу первой недели тестов на кожухе MCL33 даже появились подпалины, в связи с чем ко второй сессии команда сделала несколько дополнительных вентиляционных отверстий. Но это не помогло: проблемы с электрикой и падение давления в гидравлической системе во вторник, утечка масла в среду и отказ турбины в пятницу. В общем, как будто McLaren и не меняла поставщика двигателей. Добавьте к этому проблемы с креплением выхлопной трубы и отлетевшее колесо по ходу первой части тестов, и получится, что из семи тестовых дней (снежное 28 февраля не в счет) команда нормально провела всего-навсего два.

Впрочем, есть и позитив: именно команда McLaren отыграла больше всех времени на круге по сравнению с прошлогодними тестами (3,564 секунды), а когда машина не ломалась, Алонсо и Вандорн оказывались весьма близко к обладателям лучшего результата. В общем, пока нет ощущения, что команда из Уокинга готова бросить вызов «большой тройке», но стать лучшей из остальных вполне может. При условии, что решит проблемы с надежностью…

 

Рекомендованные статьи