Гонка чемпионов по-мексикански: фиаско пилотов Формулы-1 и победа темных лошадок
Традиционная Гонка чемпионов, которая несколько лет подряд проводилась на футбольных стадионах, наконец-то вновь вернулась на автодромы. Местом проведения нынешних командных и личных дуэлей звезд мирового автоспорта была выбрана гоночная трасса имени братьев Родригес в Мехико. Однако трамплинов и моста для смены дорожек, которые раньше добавляли зрелищности чемпионским соревнованиям, в Мексике не было вовсе — площадка для парных заездов здесь скорее напоминала небольшой картодром.
Из-за отсутствия переходного моста старт «дуэлянтам» пришлось давать в противоположных направлениях, что сказалось на зрелищности: привычной борьбы бок о бок болельщики в этот раз так и не увидели
А ведь начиналась Гонка чемпионов совсем с другого — с грунтовых трасс и состязаний раллистов! Первые соревнования, организованные Мишель Мутон и Фредриком Джонсоном во Франции в 1988 году, были посвящены памяти погибшего на Корсике Хенри Тойвонена — их выиграл другой «летающий финн», Юха Канккунен. После разовых визитов на Нюрбургринг, в Барселону и Мадрид Гонка чемпионов надолго прописалась на Канарских островах, а ее победителями неизменно становились раллисты. И лишь в 2004 году, когда соревнования звезд автоспорта были впервые проведены на парижском стадионе Stade de France, удача впервые улыбнулась кольцевикам — ту гонку выиграл будущий пилот Формулы-1 Хейкки Ковалайнен.
Большинство участников нынешней Гонки чемпионов представляли кольцевые гонки
В 2019-м, как и во все последние годы, подавляющее большинство участников Гонки чемпионов представляло асфальтовые дисциплины автоспорта. В этот раз к завсегдатаям звездных дуэлей присоединились сразу три мексиканские команды, а также сын Михаэля Шумахера Мик, который в прошлом сезоне выиграл в европейской Формуле-3 и в итоге был зачислен в молодежную академию Ferrari. Стоит отметить и итальянского компьютерного гения Энцо Бонито: герой виртуальных гонок отнюдь не выглядел мальчиком для битья в компании титулованных соперников с огромным опытом участия в реальных соревнованиях.
Рейсгеймер Энцо Бонито смог одержать несколько побед над чемпионами! Его оружие в этом заезде — 695-килограммовый мексиканский спорткар Vuhl 05 с 360-сильным двигателем, который способен разгоняться до 100 км/ч за три секунды
Первыми в субботу на старт вышли представители десяти сборных, боровшихся за обладание Кубком наций. Они были разбиты на три группы, причем из той, где соревновалось четыре команды, в полуфинал выходили две лучшие, а из остальных — по одной. Состязания в группе А завершились победой сборной Германии, причем львиную долю очков принес ей завсегдатай Гонки чемпионов Себастьян Феттель. Но столько же баллов, сколько и немцы, набрала «первая» команда Мексики, представленная экс-пилотом Ф1 Эстебаном Гутьерресом и чемпионом американской серии Indy Lights Патрисио О’Уардом, — она тоже получила путевку в полуфинал.
Юношеский азарт Мика Шумахера хорошо дополнил опыт Себастьяна Феттеля в немецкой сборной
Из группы В уверенно вышли бразильцы Лукас ди Грасси и ветеран Индикара Элио Кастроневес, а самыми быстрыми в группе С стали представители Скандинавии — шведский чемпион мира по ралли-кроссу Юхан Кристофферсон и девятикратный победитель Ле-Мана Том Кристенсен. Любопытно, что в своем первом заезде датский ветеран уступил британскому, Дэвиду Култхарду, но в дальнейшем пилоты из Северной Европы выступили без осечек.
Заднеприводный ROC Car с мотоциклетным мотором 1.1 мощностью 175 л.с. — настоящий старожил Гонки чемпионов: эти багги голландского производства дебютировали еще на Канарах в 1999 году!
В первом полуфинале команда Германии уверенно расправилась с бразильской сборной, а во втором такой же счет 2:0 был зафиксирован в сражении скандинавов с мексиканцами. И только финальные баталии за Кубок наций получились по-настоящему захватывающими и непредсказуемыми. Себастьен Феттель в первой дуэли смог пересечь финишный створ раньше, чем Том Кристенсен. Однако затем опытный датчанин собрался и одержал над четырехкратным чемпионом Формулы-1 две победы подряд за рулем полноприводных ралли-кроссовых прототипов Supercar Lite. После этого огромная ответственность легла на 19-летнего Шумахера, который на спорткаре Vuhl 05 дважды выиграл у Кристофферсона. Однако в последней, решающей серии заездов Мик все же не смог ничего противопоставить опыту Кристенсена, дважды уступив датчанину за рулем машины KTM X-Bow Comp R.
Обладатели Кубка наций — команда Скандинавии в лице Тома Кристенсена (слева) и Юхана Кристофферсона
В личном зачете Гонки чемпионов участники были разбиты на четыре группы, причем восьми «несеяным» пилотам, в том числе и Мику Шумахеру, пришлось отстаивать право попадания в них в дополнительных отборочных дуэлях. Немец блестяще справился и с этим, и с задачей пробиться в четвертьфинал: в своей группе юный чемпион Формулы-3 одержал три победы из трех возможных. А вот представители Королевских гонок поклонников не порадовали: лишь однажды переиграв своих соперников, в следующую стадию соревнований не смогли пробиться ни Дэвид Култхард, ни Себастьян Феттель.
В четвертьфиналах сюрпризы продолжали сыпаться один за другим. Том Кристенсен неожиданно уступил Лоику Дювалю, Мик Шумахер — Эстебану Гутьерресу, а Пьер Гасли — мексиканскому раллисту Бенитто Герре. Ну а самой неожиданной в этот день стала победа Патрисио О’Уарда над Юханом Кристофферсоном, ведь проиграл чемпион мира по ралли-кроссу именно за рулем ралли-кроссового автомобиля Supercar Lite!
Supercar Lite: 2,4-литровый двигатель Ford мощностью 335 «лошадок», секвентальная коробка передач, полный привод и чуть больше тонны массы
В итоге из четырех участников полуфинальных дуэлей сразу трое представляли Мексику. Впрочем, французский победитель Ле-Мана Лоик Дюваль быстро проредил ряды хозяев трассы, сумев опередить О’Уарда. Ну а последнюю точку в борьбе за попадание в решающую часть соревнований поставил Бенито Герра: экс-чемпион Мексики и Испании по ралли пересек финишный створ на несколько мгновений раньше, чем Эстебан Гутьеррес.
Итак, у раллистов в лице Герры появилась отличная возможность наконец-то выиграть Гонку чемпионов у кольцевиков, ведь в последний раз это удавалось сделать в 2011 году Себастьену Ожье. И 33-летний хозяин трассы наилучшим образом использовал свой шанс: как на ралли-кроссовом прототипе Supercar Lite, так и на спорткаре Vuhl 05 Бенито переиграл Лоика Дюваля! Так что третий заезд для определения нового победителя Гонки чемпионов, к великой радости мексиканских болельщиков, просто не потребовался…
Последним достижением мексиканца Бенито Герры перед победой в Гонке чемпионов стало золото мирового турнира Production WRC в 2012 году
Победители последних десяти Гонок чемпионов
Год | Страна проведения | Победитель | Кубок наций |
---|---|---|---|
2008 | Великобритания | Себастьен Лёб | Германия |
2009 | Китай | Маттиас Экстрём | Германия |
2010 | Германия | Фелипе Альбукерке | Германия |
2011 | Германия | Себастьен Ожье | Германия |
2012 | Таиланд | Ромен Грожан | Германия |
2013 | соревнования не проводились | ||
2014 | Барбадос | Дэвид Култхард | Скандинавия |
2015 | Великобритания | Себастьян Феттель | Великобритания |
2016 | соревнования не проводились | ||
2017 | США | Хуан-Пабло Монтойя | Германия |
2018 | Саудовская Аравия | Дэвид Култхард | Германия |
2019 | Мексика | Бенито Герра | Скандинавия |