Тринадцать самых странных кольцевых серий в мире

Фото: NASCAR | Red Bull | Volkswagen | Василий Костин | команды-участницы

Техника для кольцевых соревнований нынче упорядочена, словно элементы в таблице Менделеева. Классы, группы... Но есть в мире необычные гоночные серии, которые с трудом поддаются классификации.

Это старейший гоночный чемпионат на планете: аргентинская серия Turismo Carretera стартовала еще в 1937 году! Машины 70-х, моторы — нижневальные рядные «шестерки» с карбюраторами мощностью под 400 л.с. А одного из местных чемпионов вы, вероятно, знаете: это Хуан Мануэль Фанхио, побеждавший в 1940—1941 годах, а впоследствии ставший королем Формулы-1.

При определенных усилиях в этом силуэте можно узнать IKA Torino — продукт давно забытой компании Industrias Kaiser Argentina

Еще в 70-е повелось, что в Turismo Carretera участвуют самые престижные и мощные автомобили, выпускающиеся в Аргентине: тогда это были седаны и купе Chevrolet Chevy, Ford Falcon, Dodge GTX и IKA Torino, которым старались придать обтекаемую форму при помощи накладных носов. С годами серийные машины уступили место «силуэтам» на пространственных рамах, но внешние обводы и рядные шестицилиндровые двигатели сохранились. До наших времен дожили даже автомобили Torino, хотя выпускавшая их фирма давно влилась в альянс Renault! Несмотря на архаичную конструкцию со штанговым приводом клапанов и единственным карбюратором, моторы ­объемом чуть за три литра развивали около 380 л.с., а машины разгонялись примерно до 280 км/ч.

Turismo Carretera — одна из трех самых престижных гоночных серий в Аргентине

Причем еще недавно в каждой из них ездило по два человека! Традиция сохранилась со времен, когда в гоночном автомобиле сидел еще и механик, — потом необходимость в этом отпала, и справа стали сажать друзей или спонсоров. Отменили это правило совсем недавно — в 2007 году, после нескольких тяжелых аварий.

На новых моторах с четырехклапанными головками — два карбюратора Weber вертикального потока вместо одного. Обратите внимание на насос системы сухого картера
Шасси болидов Turismo Carretera напоминает Наскаровские сток-кары. Но свой колорит у них не отнять: там, где американцы приблизительно стилизуют машины под серийные, у аргентинцев точно повторенные обводы!
0 / 0

В прошлом сезоне в аргентинском чемпионате случилась революция: организаторы ввели единую конструкцию каркаса безопасности и новые моторы. Четырехклапанные головки получили двигатели всех трех марок: Ford, Chevrolet и Cherokee. Однако серия осталась верна карбюраторам (модели Weber 48-48 IDA), хотя даже американский NASCAR перешел на впрыск. Моторы теперь «крутятся» до ­8500—9400 ­об/­мин в зависимости от марки, а их мощность выросла до 440 л.с. Чемпионат продолжает пользоваться впечатляющей популярностью: в каждом этапе участвуют около тридцати пилотов, и уровень конкуренции высочайший. C 2008 по 2013 год здесь даже выступал будущий чемпион мира по кузовным гонкам Хосе-Мария Лопес, и добиться титула ему так и не удалось!

Коротенькая колесная база — меньше двух метров, одноступенчатая трансмиссия без сцепления, примитивные зависимые подвески спереди и сзади, вертикальная посадка и отлогий руль — как в тракторе Беларусь. Это sprint cars и midgets («карлики») — машины для популярных в США гонок по грунтовым овалам, ведущие родословную еще с 30-х годов прошлого века. Основная разница — в двигателях: V-образная «восьмерка» у спринт-каров и «четверка» у миджетов. Моторы, кстати, подготовлены серьезно: многодроссельный впуск и система смазки с сухим картером позволяют миджетам развивать до 400 л.с., а спринт-карам (в зависимости от подкласса) — 500—900 л.с.!

900-сильные «спринт-кары» с антикрыльями — самая быстрая разновидность этих динозавров
Гонки на миджетах обычно проходят на коротких овалах длиной 5/8 мили или меньше
0 / 0

Прибавьте сюда широченные слики — и получите машины для гонок по асфальтовым овалам, тоже ­популярные в Америке. А еще бывают «три-четверти-миджеты» с 600-кубовыми мотоциклетными моторами и «квотер-миджеты» — по сути, карты с каркасом безопасности и подвеской.

Ничего похожего на австралийский чемпионат V8 Utes и новозеландскую серию NZ V8 Ute в мире больше нет. Конечно, можно вспомнить американский турнир NASCAR Camping World Truck Series, но там гоняются стилизованные «силуэты». А в Австралии — настоящие серийные пикапы местного производства, Ford и Holden с восьмицилиндровыми моторами!
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи