Турбомонстрик: Дмитрий Мячин первым из российских раллистов протестировал новый Ford Fiesta R2T
Гоночное межсезонье было бы совсем скучным, если бы декабрьским утром я не получил неожиданное приглашение от компании M-Sport на тесты раллийной новинки Ford Fiesta R2 turbo. Причем в качестве тестового участка предлагался «супер-СУ» польского этапа чемпионата мира в городе Миколайки! Ехать туда от моего родного Калининграда всего 150 километров, с «атмосферной» Фиестой предыдущего поколения я был знаком, так что сомнений не было — стартую!
В «боевых» заездах, помимо меня, участвовало несколько гонщиков из Прибалтики, ну а перед этим представитель M-Sport провел презентацию новинки. Несмотря на то, что она построена на базе последнего поколения хэтчбэка Ford Fiesta, не сильно отличающегося от своего «гражданского» предшественника, раллийная версия существенно доработана. Да, именно доработана, а не спроектирована заново. И это понятно, ведь предыдущая Fiesta R2, несмотря на довольно слабый 1600-кубовый двигатель мощностью около 165 л.с., и по сей день остается очень популярным автомобилем среди спортсменов. Залогом ее успеха стала высокая надежность, доступность запчастей и отличная управляемость, которые и сегодня не поблекли на фоне более новых конкурентов. Имея такой «коктейль» в основе, команде M-Sport не было необходимости изобретать что-то новое. Поэтому они просто улучшили подвеску, электронику и оснастили машину… трехцилиндровым мотором! Новое «сердце» Фиесты — это турбодвигатель семейства EcoBoost с рабочим объемом 999 куб. см, который развивает 180 л.с и крутящий момент в 250 Нм. Что еще? Доработанная секвентальная коробка передач французской фирмы Sadev теперь имеет встроенный механический насос для охлаждения масла и измененные передаточные числа. Передние амортизаторы Reiger стали длиннее, а к двум уже имеющимся у них добавилась регулировка быстрого сжатия. Рычаги передней подвески и несущая балка существенно усилены для повышения «живучести» автомобиля. Передние тормозные суппорта остались 4-поршневыми, но теперь они — фирмы Alcon вместо AP Racing. Задние тормоза, бывшие до этого стандартными, тоже заменили на двухпоршневые Alcon — и при этом они получились дешевле оригинальных! На следующее утро мы уже ощущали на себе первые заморозки на треке, где несколько месяцев назад собирались десятки тысяч зрителей, чтобы насладиться очной борьбой лучших раллистов планеты. Однако ныне покрытие гравийного трека для парных гонок – очень твердое, практически асфальт. Общая протяженность трассы — около 2,5 километров, и каждый приглашенный пилот может проехать по ней два полных круга. Но сначала всех участников прокатил эстонский победитель турнира Drive DMACK Fiesta Trophy 2014 года Сандер Пярн, рассказав про особенности управления автомобилем. За два круга с одним из самых быстрых пилотов стран Балтии по закольцованной трассе с трамплинами, неизменно оканчивающимися шпилькой, затяжными поворотами и довольно длинными прямиками, создалось впечатление, что я — в компьютерной игре. Автомобиль очень «острый», но при этом прост в управлении. Правда, бросилась в глаза сильная недостаточная поворачиваемость в медленных поворотах. Пярн со мной согласился, но сказал, что это связано со слишком хорошим сцеплением с дорогой, а программа тестовых заездов не предполагала поиск точных настроек под конкретное покрытие. Тем временем, пока каждый участник проехал ознакомительные круги, стопка стертых покрышек DMACK уже стала выше стопки с колесами новыми. Это вызвало волнение среди приглашенных, ведь кульминацией тестов должны стать проезды за рулем в «боевом» режиме. Ну вот дошла очередь и до меня проехать за рулем первые километры на новой машине. Посадка, как и прежде — комфортная и, для машины класса R2, довольно свободная. Первое, что бросается в глаза — это новый даш-борд. Причем такая же панель приборов Life Racing установлена на «старшем брате», полноприводном хэтчбеке Ford Fiesta R5. Таким образом, недочет предыдущей версии автомобиля R2, в котором была практически стандартная приборная панель, устранен. Руль также другой — он оснащен кнопками управления электроникой, в том числе для перевода автомобиля в режим спецучастка («stage») и активации контроля старта («launch control»). Ручник и ручка переключения передач — на прежних местах. Только теперь защита от включения нейтральной и задней передачи реализована за счет спрятанной в рукоятке кнопки. Кроме того, пульт управления электроникой автомобиля теперь тоже выглядит совершенно иначе. Но вот я уже на линии старта. Включаю первую передачу, нажимаю кнопку «stage». Экран даш-борда из разноцветного, напоминающего приложение для мобильного телефона, преображается в более скудный, а в его центре большой цифрой высвечивается включенная передача. Несколько минут для меня будет иметь значение только эта информация, а также диодные лампочки, сообщающие о необходимости переключить передачу. Вместе с тем, размеренный звук выхлопа сменяется тихими плевками, а по всему кузову начинает идти дрожь… Нажимаю газ в пол и удерживаю кнопку «launch control». Теперь, если закрыть глаза, то точно не догадаешься, что находишься в скромной машине категории R2!Отпускаю сцепление так же резко, как и кнопку. Пробуксовка — без нее на переднем приводе никак, но она прекрасно контролируется педалью газа. Хотя думать об этом некогда — уже давно пора, не отпуская газа и, тем более, не нажимая педаль сцепления, включать вторую, а за ней и третью передачу. Прямо перед трамплином врубаю четвертую и... на этом, в принципе, про переключения можно было забыть до самого финиша! Турбодвигатель дает очень широкую «полку» момента, и потому машина выезжает из поворотов практически на любых оборотах. Но не в данном случае — сейчас я тестирую новинку от M-Sport и хочу пользоваться коробкой передач по максимуму!
Сразу же ощущается довольно жесткая подвеска — несмотря на то, что амортизаторы стали несколько длиннее. Машина очень остро слушается руля и следует «за баранкой» без намеков на занос: ты просто контролируешь угол передних колес и открытие дросселя! Турбоямы абсолютно не заметно, а новые, более мощные тормоза отлично замедляют машину, прижимая ее к дороге перед следующим поворотом. И снова, как лезвие, выписываю траекторию, не теряя время на заносы…
Два положенных круга пролетели незаметно. Я в эйфории — от чувства полного контроля и уверенности в автомобиле. Даже когда грань уже близка, обновленное шасси Фиесты позволяет спокойно справиться с напряженной ситуацией и продолжить работу на результат. Конечно, в машине класса R2 все происходит немного медленнее, чем в «болидах» более высокого класса (до этого Дмитрий побеждал в России и Прибалтике на 250-сильном хэтчбеке Renault Clio R3 — прим.ред.), но эта Fiesta, без сомнения — очень быстрый автомобиль в своей категории. Или самый быстрый? По статистике M-Sport (и я после заезда склонен ей верить) новая машина примерно на секунду с «боевого» километра быстрее, чем предыдущая. А это около двух минут преимущества на дистанции этапа чемпионата России! Правда, цена турбированной Фиесты R2 кусается — один только комплект гоночных запчастей для нее стоит 29800 британских фунтов. К «киту» необходимо приплюсовать стоимость серийного автомобиля-донора, а также затраты на постройку раллийной машины. Однако цена «одноклассников» получается сравнимой — и тот, кто хочет иметь для борьбы за победу в классе R2 самый быстрый автомобиль, все равно заплатит эти деньги.Впрочем, есть и приятная новость для владельцев хэтчбеков Ford Fiesta R2 предыдущего поколения, которых в России сегодня есть около десятка. Все улучшенные детали подвески, трансмиссии и тормозной системы от турбированной версии автомобиля внесены в международную омологацию и для «атмосферной» Фиесты! Так что если постройка нового автомобиля не по карману, то можно существенно увеличить скорость и надежность прежнего болида за счет обновленных узлов.
Причем, если «киты» для постройки хэтчбеков Peugeot 208 R2, Renault Twingo R2 и Skoda Fabia R2 невозможно официально заказать в России, то c раллийной Фиестой все гораздо проще. Одним из главных достижений моего визита в Миколайки стало то, что теперь калининградская команда Thomas Beton Racing имеет право официально продавать оригинальные комплектующие для спортивных автомобилей Ford в России. Так что, будет нужно – обращайтесь!