Прекрасное далеко: вспоминаем, как раньше обучали вождению

Фото: архив Федора Лапшина | Ярослав Цыпленков

Бесконечные реформы образования. Результат их очевиден: нынешнее молодое поколение, к сожалению, деградирует. Конечно, как сейчас принято в интернете, чтобы не отвечать за свои слова, я тоже могу добавить странную аббревиатуру «имхо». Обучение водительскому мастерству в современной России тоже претерпело огромное количество модернизаций и реноваций. Они, как все мы хорошо видим, продолжаются и поныне. А дороги наши тем временем превратились в кромешный ад. Я же хочу рассказать о том, как обучали водителей еще во времена Советского Союза, — опираясь на собственный опыт.

Далекий 1985 год. Умер генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Устинович Черненко, в Москве прошел XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Именно в том году я, ученик восьмого класса, стал посещать межшкольный Учебно-производственный комбинат №1 Первомайского района г. Москвы. После серьезного отборочного конкурса в классе я попал-таки на «Автодело». Претендентов на четыре места было предостаточно, а отбор проходил по массе критериев: успеваемость, поведение, участие в школьной жизни, интересы и занятость вне школы. Сейчас, возможно, кто-то и посмеется, а зря. Так началось мое обучение по специальности «водитель-профессионал третьего класса».

Думаю, что далеко не все сегодня в курсе, что раньше водители проходили обучение по разным программам. Сейчас о том, что профессионалов за рулем нет и их нужно срочно найти и «обилетить» дополнительными проверками и обязанностями, не говорит разве что ленивый. В те же годы это разделение было нормой. Права профессионального водителя дорогого стоили: они давали возможность работать. Водительское же удостоверение любителя несло на себе печать «без права работы по найму», и этим было все сказано.

Группа наша формировалась из учеников разных школ района. Раз в неделю целый учебный день мы посвящали изучению выбранной специальности. Весь первый год обучения к машинам нас и близко не подпускали. Чтобы понять, как ездить, нужно… Нет, не «гонять», как утверждает известная реклама, а отлично понимать, как работает техника. Так что на протяжении всего восьмого класса мы проходили устройство автомобиля. Для того времени естественно, что изучение по плакатам — только начало. Устройство двигателя и трансмиссии нам показывали на натуральных агрегатах в разрезе. Были и практические занятия, на которых приходилось собирать и разбирать различные узлы собственными руками. Этот год обучения закончился практикой на 25-й автобазе Мосхлебтранса, ныне павшей жертвой московской Северо-Восточной хорды. Помыть детали разобранного агрегата, перестелить кузов ЗИЛа, а иногда, по просьбе наставников, сбегать за ведром компрессии — все это входило в наш круг обязанностей.

В девятом классе мы, прошедшие, так сказать, проверку, были допущены до изучения ПДД. Зазубривания ответов на билеты, опубликованные в интернете, тогда по понятным причинам не было. Да, мы их решали, но просто как примеры. Именно этих вопросов и картинок на экзаменах никто не ждал. Программа нашего обучения складывалась следующим образом. По каждому из разделов Правил дорожного движения мы слушали лекцию с подробным разъяснением сложных моментов и яркими, образными примерами от старых прожженных мастеров производственного обучения. С приведением примеров проблем не было: обучение девушек в то время не практиковалось. После такой лекции у нас была неделя на то, чтобы соответствующий раздел правил выучить ни много ни мало наизусть. На следующем занятии каждый из нас рассказывал раздел от и до, за что получал оценку. В результате к окончанию девятого класса мы знали все Правила дорожного движения от корки до корки.

И в том же году у нас началось долгожданное вождение. И хотя к моменту первой поездки у меня уже был опыт езды на различной мототехнике, первая посадка за руль незабываема. Нашей учебной машиной был тентованный грузовик ГАЗ-52 цвета хаки. Ни дать ни взять — грузовое такси, без которого в то время не обходился ни один переезд на дачу. Геометрия посадки водителя, которой мы в Авторевю сегодня уделяем повышенное внимание, как бы это сказать помягче, почти отсутствовала. Регулировок, обеспечивающих удобство посадки за рулем, не то чтобы было недостаточно — их просто не было. Возможность изменить что-то путем откручивания винтов не в счет. Хорошо хотя бы, что до всех основных органов управления я со своим ростом 170 см более-менее дотягивался.

Учеба на грузовике ГАЗ-52 была очень сложна — не только из-за отсутствия знаний и умений, но и по причине конструктивных особенностей автомобиля. Но спасибо ему за уроки!

Запуск мотора — педалькой, которую я с трудом прожимал до пола. Без груза в кузове наш автомобиль стартовал со второй передачи. Привычка к этому впоследствии сыграла со мной злую шутку. Ну и изюминка машины — не полностью синхронизированная коробка передач, требующая применять двойной выжим сцепления и перегазовку при переключениях. Чуть зевнул — и пожалуйста: душераздирающий скрежет шестерен и не менее душераздирающий комментарий инструктора. Эта «игра на педалях» так вошла в мое подсознание, что я и сейчас на любом автомобиле с «механикой» продолжаю ездить именно так. Еще вспоминается такой прием, как обязательная постановка автомобиля на стояночный тормоз при каждом запрещающем сигнале светофора. В момент включения зеленого приходилось попотеть, чтобы все сделать быстро и правильно.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи