«Меня зовут Том Чарда». Памяти дизайнера, благодаря которому появились DeTomaso Pantera и Ford Fiesta
1 июня 2017 года автомобильный мир понес действительно невосполнимую утрату. На 83-м году жизни скончался Том Чарда — один из величайших дизайнеров XX века.
Вполне возможно, вы никогда не слышали этого имени. Точнее, фамилии. По крайней мере, в правильном варианте произношения. Как только ее не коверкали: Тьярда, Тарда, Тьяарда... Голландские имена действительно сложны для прочтения, но сам Том никогда не обижался на ошибочное обращение, подчеркнуто вежливо и с неизменной легкой улыбкой поправляя собеседника: «Меня зовут Том Чарда».
Кому-то слова о том, что Чарда является одним из величайших дизайнеров современности, покажутся преувеличением. Ведь великие — это Пининфарина, Джуджаро, Бертоне. Не слишком ли высокая планка для человека пусть даже и с такой заковыристой фамилией? Серджио Пининфарина создал десятки Ferrari, Джорджетто Джуджаро придумал Volkswagen Golf, а имя Нуччо Бертоне обессмертила Lancia Stratos. Но какие великие автомобили создал Чарда?
Очень правильный и очень простой вопрос, на самом деле. Верно, о дизайнере следует судить прежде всего по его работам, а не по частоте упоминания имени в социальных сетях. Существует большая вероятность, что вы отлично знакомы с автомобилями, которые создавал Том, но просто не знали, кто их автор. Fiat 124 Spider, DeTomaso Pantera, Ford Fiesta Mk. 1... Располагайтесь поудобнее: список можно продолжать еще долго, в нем более 80 моделей.
Йоп Чарда ван Стеркенбург
Со знаменитыми династиями Пининфарины и Джуджаро Тома Чарда роднит и то, что автомобильный дизайн для него семейное дело. Отца Тома звали Йоп Чарда ван Стеркенбург. В середине 20-х годов он переехал из родных Нидерландов в Детройт, где нашел себе работу, жену и новое имя. Чтобы не погружать окружающих в тонкости нидерландского произношения, Йоп стал Джоном. А в автомобильную историю Джон Чарда попал благодаря работе в кузовной фирме Briggs Manufacturing Company. Созданные при его непосредственном участии аэродинамически выверенные прототипы — их так и называли по фамилии автора, Sterkenburg series, — легли в основу автомобилей престижной «фордовской» линейки Lincoln-Zephyr, выпускавшейся в предвоенные годы.
В июле 1934-го в семье Джона родился мальчик. Его полное имя Стивенс Томпсон Чарда ван Стеркенбург (оказывается, и с именем не все так просто!), но для родных, друзей и знакомых он всегда оставался Томом. От отца Чарда-младший унаследовал творческую натуру, любовь к технике и видную внешность. Том всегда был высоким, статным, подтянутым. В школьные годы он насобирал множество дипломов и поощрений за спортивные успехи — в основном в баскетболе и легкой атлетике. Но этот парень умел не только быстро бегать и хорошо бросать мяч.
На дворе 1953 год. Том уже первокурсник архитектурного факультета Мичиганского университета. Получилось, что не сам Чарда выбрал профессию автомобильного дизайнера, скорее уж она выбрала его. Однажды профессор, преподававший основы промышленного дизайна, попросил своего студента подумать над образом легкового автомобиля. Том нарисовал спортивный универсал, который и определил его дальнейшую судьбу. Изо всех людей в мире эскизы попались на глаза самому правильному человеку.
Владелец ателье Ghia Луиджи Сегре первым в автоиндустрии понял, что Чарда-младший способен вырасти в большого дизайнера
Хорошим знакомым профессора Мичиганского университета оказался Луиджи Сегре, не только известнейший автомобильный дизайнер, но и на тот момент владелец кузовного ателье Ghia. Маэстро не нужно было просить дважды. Взглянув на проект Тома, он сразу предложил способному студенту рабочее место. И вскоре молодой Чарда со свеженьким архитектурным дипломом подмышкой уже спускался по трапу в туринском аэропорту.
В 24 года получить предложение от знаменитой карроцерии, да еще в эпоху расцвета итальянского дизайна! О таком можно было только мечтать. Отправляясь в Турин поработать, набраться опыта, Том планировал провести здесь пару лет, может, чуть больше, а в итоге остался на всю жизнь. Нет ничего более постоянного — ну, вы знаете…
В северной Италии Чарда обрел не только дом, но и семью: он познакомился с Паолой, очаровательной школьной директрисой из Турина, и женился на ней. А главное — здесь он нашел свободу самовыражения и счастье в творчестве. Кто же сбегает от такого?
В карьере Тома не было отрезка, когда его воспринимали бы как сына «того самого Джона Чарды, создавшего Lincoln-Zephyr». Опытный Луиджи Сегре не ошибся, разглядев талант в студенте архитектурного факультета. Даже в первых работах Чарды чувствуется рука большого мастера. Вспомнить хотя бы знаменитый Ghia Selene — футуристичный, но до мелочей продуманный предок всех современных легковых однообъемников. Или внешне совершенно оторванный от реальности, прорывной Ghia IXG Dragster? Рекордный автомобиль, конструкция днища которого стала одним из первых шагов в сторону «граунд-эффекта». А как прекрасен такой доступный и земной, в отличие от предыдущих машин, Innocenti 950 — маленький серийный родстер с изящной классической и поистине нестареющей внешностью!
Впоследствии модели спортивного плана будут считаться «форте», то есть сильной стороной дизайнерского таланта Чарды. Однако правильнее сказать, что у него не было слабых мест. Преимуществом Тома над европейскими коллегами всегда оставался американский паспорт, а детройтские коллеги, в свою очередь, могли позавидовать месту его работы. Чарда совершенно естественным образом впитал лучшее из двух школ автомобильного дизайна, итальянской и американской, что позволяло ему искусно дирижировать формами и пропорциями, черпая в привычном неожиданные, но неизменно впечатляющие резервы.
Изящные тому примеры — переосмысленные Томом варианты таких детройтских хитов, как купе на базе Chevrolet Corvair или неподражаемый Corvette Rondine — концепт-кар, гармонично объединивший американскую агрессию и европейское изящество. К слову, эти модели Чарда создавал уже в студии Pininfarina — в профессиональных кругах молодого дизайнера безотлагательно приняли, признали и по достоинству оценили.
Купе Rondine Том Чарда создал в ателье Pininfarina на шасси серийного Корветта, но корпорацию GM концепт-кар не соблазнил
Пройдет еще год, и Чарда — уже ведущий дизайнер проекта нового спортивного автомобиля для концерна Fiat. Спайдер на базе седана 124 принесет молодому американцу уже не континентальную, а всемирную известность. Тому всего 30, а на разработанных им автомобилях ездят сам Серджио Пининфарина и даже Энцо Феррари. При том, что главные проекты — один из красивейших среднемоторных спорткаров планеты deTomaso Pantera и народный автомобильчик Ford Fiesta — еще даже не появились на горизонте. Как, впрочем, и собственная дизайн-студия, признание коллег и конкурентов, несметные награды, почетные титулы. Идеальная карьера? Почти.
Spyker GT Sport 2002 года был одной из последних работ дизайнера, хотя так и остался масштабной моделью
«Если я и жалею о чем-то, то лишь о том, что мне так и не удалось поучаствовать в разработке Maserati. Всегда об этом мечтал. Правда», — как-то признался американский маэстро в одном из последних интервью.
Давайте еще раз. В чем конкретно Том Чарда уступает великому трио Пининфарина-Джуджаро-Бертоне? Если только в звучности собственного имени. Но это, как вы уже знаете, стоит списать на трудности произношения голландских фамилий.
1972 Ford Fiesta
1959 Ghia Selene I
Один из ранних и наиболее известных, а главное, изящных экспериментов с однообъемной компоновкой кузова. Три ряда кресел, водитель в переднем свесе, двигатель сзади. К делу напрямую не относится, но первая Selene была подарена итальянцами коллективу НАМИ, а сегодня эту машину можно увидеть в музее «Московский транспорт» на Рогожском Валу
1960 Innocenti Ghia IXG Dragster
1960 Innocenti 950 Spider
Этот автомобиль был создан на базе родстера Austin-Healey Sprite и практически не отличался от него техникой, но по дизайну не оставлял дурашливо-несерьезному донору никаких шансов. Большой путь большого дизайнера начался, пожалуй, именно с этой модели
1964 Chevrolet Corvette Rondine
1965 Fiat 124 Spider Pininfarina
Вновь слово автору: «Насколько я помню, Fiat не делал ставку на спортивную версию 124-го, именно поэтому нам, дизайнерам, предоставили полную свободу действий». Теперь понятно, почему автомобиль получился таким классным?
1966 Ferrari 365 GT California
В идеальном мире карьера каждого великого дизайнера должна быть украшена хотя бы одной моделью Ferrari. Чарда сделал даже две: 330 GT и 365 GT California. Но если выбирать одну наиболее значимую, то придется назвать Калифорнию — просто потому, что на ней ездил сам Коммендаторе
1969 Isuzu Bellett MX1600 GT
1970 DeTomaso Pantera
1985 Rayton Fissore Magnum 4x4
Редкий представитель класса премиум-внедорожников, появившийся за четверть века до того, как эта порода стала мейнстримом. К стилю Магнума возникает много вопросов, но впечатляет дар предвидения дизайнера