Первые впечатления главного редактора Авторевю от свежеприобретенного автомобиля — Tesla Model S
- Все-таки Tesla? Голованов повел плечами. Я знаю этот жест! «Хозяин - барин, но если бы ты был умнее или по крайней мере спросил умного совета...» А уж когда я сказал ему, что намерен продать Porsche 911 S... Жест повторился. Может, как уже бывало не раз, я окажусь не прав. Но все равно попробую. Можно ли в Москве прожить с электромобилем? Долго ли, счастливо? И я подписал счет почти на пять миллионов рублей. По крайней мере на ближайшие полгода Tesla Model S P85+ будет моей единственной машиной. А дальше посмотрим.
Эта Tesla - «американка», а ключевых отличий от европейских версий два. Во-первых, машины для Европы уже в «базе» допускают зарядку трехфазным током, а Теслы для Америки рассчитаны на бытовую зарядку только от одной фазы. Это, конечно, минус. Во-вторых, цены. Они примерно равны, но в одном случае исчисляются в долларах, а во втором - в евро. Этот аргумент перевесил все прочие американские чудачества, как то: «нечетные» частоты FM-приемника, неспособность встроенной SIM-карты цепляться за наши сотовые сети или отказ встроенной навигации (она базируется на картах Google) работать в России.
Ну и что? Например, радио. Полторы внушающих доверие новостных станции вещают в Москве на «четных» частотах - и теперь, находясь за рулем Теслы, я с радостью выпадаю из информационного поля. Разве не подарок? Решение проблемы с «мертвой» SIM-картой стоило мне чуть меньше пяти тысяч рублей: я купил устройство Yota Many, включил его в один из двух USB-портов - и теперь в машине «быстрый» Wi-Fi, причем к услугам не только «головного» устройства Теслы (коли окажетесь рядом, можете «зацепиться» - точка доступа называется Autoreview и пока без пароля). Отчасти Yota решила и проблему с «пробочной» навигацией, хотя для этого в широченную нишу между сиденьями я выкладываю iPad, что рядом с гигантским, 17-дюймовым тесловским «планшетом» выглядит глупо. Уверен, что российские «тесловоды», среди которых немало айтишников, быстро найдут изящное решение. А то, что у Теслы еще и «американские» световые приборы, включая красные задние сигналы поворотов... Помнится, пошумели-позапрещали, а сейчас и таможня (кстати, действительно «нулевая» для электромобилей), и ГИБДД дали добро: ПТС и номера были получены беспрепятственно.
К Тесле прилагаются два так называемых коннектора, которые ошибочно называют зарядниками (само зарядное устройство, преобразующее переменный ток в постоянный, находится в машине). Первый коннектор - мобильный, и его возят в багажнике: на одном конце - «заправочный пистолет», а на другом - «американская» вилка с двумя плоскими штырями и одним круглого сечения. Я отказался от скруток, купил за 150 рублей переходник «Америка-Европа» - и чуть не погорел, причем в прямом смысле: через полчаса зарядки 12-амперным током от обычной розетки (Tesla, напомню, сама выбирает отптимальный для данного подключения ток зарядки) переходник задымился и прогорел. Придется на какое-то время воспользоваться добротной скруткой. А вот настенный коннектор - штука замечательная! Он позволяет заряжаться даже 80-амперным током, хотя для столь больших токов Tesla должна быть оснащена не одним, а двумя работающими параллельно зарядными устройствами. Наш случай! Настенный коннектор уже установили в редакции (благо офис Авторевю на первом этаже), хотя наш электрик ограничил допустимый ток 32 амперами - говорит, нужно провести ревизию внутренней проводки, а затем, скорее всего, ток можно будет поднять и до 50 ампер. Но и 32ампера решают многое!
Арифметика такая. Как показали первые недели активной эксплуатации Теслы, средний расход электроэнергии никак не превышает 30 киловатт-часов на 100км, а за день я редко проезжаю больше. То есть, имея 220 вольт, 32 ампера и с учетом 10-процентной поправки на разного рода потери энергии по пути из розетки к батарее аккумуляторов, для пополнения запаса хода на 100 км Теслу нужно продержать на зарядке около пяти часов. Судя по всему, информируя об оставшемся времени зарядки, Tesla пользуется теми же линейными закономерностями из школьного курса физики, что и я, но затем каким-то чудесным образом зарядка завершается на час, а то и на полтора раньше. Главное, что не позже! Скорее всего, этот разброс обусловлен тем, что по мере наполнения батареи электричеством скорость зарядки падает: на то, чтобы зарядить батарею на 80%, нужно столько же времени, сколько на оставшиеся 20%. Примерно как при наполнении стакана «с крышечкой». Еще один повод не заряжаться «до краев», что я и делаю.
Голованов, сменив отторжение Теслы если не на милость, то хотя бы на возможность продолжить диалог, проворчал, что, мол, у тебя, баловня, есть возможность заряжать машину на работе или на даче, а у других-то ее нет! Не поспоришь. Но ведь не только электро-, но и всякий другой автомобиль мы, помимо прочего, выбираем исходя из личной «инфраструктуры», целей и ареала наиболее частых поездок. А этот эксперимент я ставлю именно на себе!
Самая дальняя из относительно регулярных поездок - на Дмитровский автополигон, это примерно 100 км от редакции. Полного «бака» хватит в оба конца! А поскольку в техцентре Авторевю на полигоне доступен даже 40-амперный ток, то грех не подзарядиться - надо лишь установить там еще один настенный коннектор (он стоит около 1200 долларов) или захватить его из редакции. Дорога из дома до работы - около десяти километров, это вообще ни о чем. А если Tesla вдруг окажется пустой, то я с легким сердцем оставлю ее на ночь заряжаться возле редакции - и отправлюсь домой на троллейбусе, тоже ведь электромобиль! С тем приятным отличием, что троллейбусу разрешено движение по выделенной полосе. А я прогуляюсь до остановки.
И, наконец, дача. Это около 55 км от работы, так что на дорогу туда-обратно хватит и трети «бака». Другое дело, что с соседями по дачному поселку я провожу по два-три «тест-драйва» за уик-энд, причем с акцентом на динамические качества (как вам разгон до сотни за 4,3 секунды?), а это удваивает расход энергии. Но ажиотаж спадет (не исключено, что и в силу роста популяции электромобилей), а главное - в багажнике лежит мобильный коннектор! Правда, ток от дачной розетки невелик - от 9 до 12 ампер, а напряжение редко достигает 200 вольт, но ночной подзарядки за глаза хватит, чтобы в воскресенье вечером добраться домой, а утром - до редакции. А уж если по каким-то причинам в батарее окажется совсем мало энергии - например, на ночь поселок останется без электричества, - я поступлю так, как уже не раз делал и с «обычными» машинами. Доеду до Селятина или Апрелевки, оставлю там Теслу, пересяду на электропоезд (электро!) - и через час сойду на Киевском вокзале. А вечером все сделаю в обратном порядке. И ни на секунду не почувствую себя ущемленным! Тем паче что электричка дает мне чуть ли не единственный шанс дочитать-таки толстенный фолиант Энтони Бивора «Вторая мировая война». К слову, написано будто вчера, причем кое-что - с натуры.
Если Tesla подключена к интернету, то, даже если вас разнесет с машиной по разным полушариям, связь, причем двусторонняя, не оборвется! Со смартфона можно, например, прекратить или возобновить зарядку, ограничить ее предельный уровень, можно загодя настроить и включить климат-контроль (зимой-то как хорошо, особенно пока Tesla подключена к «стационарному» электричеству)
А вот еще несколько приятных мелочей, которые ускользнули из вида по ходу нашего зимнего теста. Tesla - это еще и код-граббер. Если ворота или шлагбаум перед въездом, скажем, на дачу, на подземный паркинг или стоянку перед фитнес-центром открываются с помощью брелока, то грех не воспользоваться предложением Теслы записать радиопосылку (чуть дольше подержать нажатой соответствующую кнопку) - и машина запомнит не только код, но и геопозицию. И теперь, как только ты оказываешься рядом с воротами, остается нажать всплывшую виртуальную кнопку с названием объекта. Одним поводом для конфликтов с домашними - кто, черт подери, забрал и не вернул мой брелок? - стало меньше.
Меньше суеты и вокруг того, как проистекает зарядка. На iPhone я скачал приложение - и теперь из любой точки мира могу не только справиться о ходе зарядки, но и приостановить ее. Тем более что прекращать зарядку имеет смысл не только в целях экономии электроэнергии: Tesla то и дело выводит на экран напоминание о том, что во имя продления срока службы батареи не следует закачивать в нее больше энергии, чем может понадобиться до очередной зарядки. Стоит прислушаться, ведь восьмилетняя гарантия на батарею - она для тех стран, где Tesla представлена официально. Россия в их число попасть не успела, а уж теперь, судя по всему, попадет и вовсе не скоро.
Что до ездовых впечатлений, теперь уже по сухим дорогам да на летних низкопрофильных шинах с посадочным размером аж 21 дюйм, то... После майских праздников Tesla будет передана в нашу «примерочную», а там, скорее всего, окажутся авторы, совсем не разделяющие мой электроэнтузиазм. Будет интересно.
Пока же готов подтвердить, что практически все подмеченные огрехи комфорта и управляемости с переходом на летние шины не исчезли. А вчера обнаружился громкоголосый «сверчок»... И все равно - спасибо, что Tesla разгоняется не хуже Porsche 911, а если бы она так же управлялась и тормозила, если бы была собрана с тем же технологическим лоском, то, боюсь, цена бы поднялась раза в полтора - и пополнила бы Tesla Model S ряды пылящихся электромобилей-неудачников на задворках разорившихся заводов. Илон Маск, основатель и шеф компании Tesla Motors, прошел по грани - и, похоже, угадал.
А отдельное спасибо Тесле за то, что в разговорах с друзьями-приятелями она за малым не вытеснила самую главную тему.
Вот сдадим этот номер Авторевю в печать - и поеду я в центр Москвы. Не то чтобы соскучился, а чтобы оставлять машину и там и сям. Покуражиться. Парковки-то для электромобилей бесплатные! А затем, когда обзаведусь специальным адаптером, приступлю к изучению московских станций быстрой электрозарядки - там, кстати, электричество пока что раздают бесплатно, хотя запаса хода мне и так хватает.
Печалит вот что. Ни одна из страховых компаний не согласилась оформить каско - типа «зверь неизвестной природы». Еще - отсутствие гарантии, причем в первую очередь в той ее части, где обещано заменить батарею (это 7000 литий-ионных аккумуляторов, которыми начинен сэндвич-пол) даже в случае, если она окажется вспорота и загорится по вине водителя - например, вылетевшего с дороги и наскочившего на торчащий прут арматуры. Ну и 63150 рублей транспортного налога за 421 электрическую «лошадку»... Воистину, в декларируемой «борьбе за экологию» правая рука плохо осведомлена о действиях левой. А поскольку расстраиваться неохота, то порадуюсь, что Tesla Model S не пополнила пресловутый список роскошных автомобилей.
Тем, что в ответ на нажатие кнопки (неважно, реальная это кнопка на брелоке или виртуальная на экране смартфона) автомобиль моргнет фарами или бибикнет, сегодня удивишь немногих.
Интереснее то, что без дополнительных датчиков-передатчиков и абонентской платы специализированным фирмам ты можешь мигом узнать, где именно сейчас твой автомобиль (не только «на карте», но и с указанием точного адреса), причем если он не стоит, а едет, то будут указаны и направление, и скорость движения.