Аэротягач под током, Sprinter для отпугивания птиц и другие: экзотика на выставке NAIS
Безусловно, самым ярким грузовым экспонатом авиационной выставки NAIS в Москве стал аэродромный пожарный БАЗ, о котором мы рассказали отдельно. Впрочем, и помимо него интересной техники там было предостаточно.
На аналогичном смотре в прошлом году демонстрировался аэродромный тягач немецкой марки Goldhofer с дизельным двигателем. А в этом году компания привезла в Россию еще один тягач — но уже электрический.
У безводильных тягачей оборудование для фиксации передней стойки шасси самолета установлено непосредственно на корпусе
Распластанная по земле машина под названием Phoenix относится к классу безводильных тягачей: они буксируют самолеты за переднюю стойку шасси с помощью размещенных непосредственно на самом аппарате фиксаторов. Соответственно, и привод тягача организован на переднюю ось Kessler — для лучшего распределения нагрузки. Весит эта машина 18,5 тонны, и работать может с огромным количеством бортов массой до 352 тонн — включая А350 или Boeing 777-200.
Блоки с ячейками аккумуляторов размещены в специальных коробах
В коробе рядом с кабиной размещаются блоки литий-ионных батарей. В зависимости от комплектации их энергоемкость может составлять до 165 кВт·ч — как на представленном образце: на смену работы этого должно спокойно хватать. Заряжаться этот электротягач может в том числе и от мощных станций постоянного тока — за пару часов. Ну и конечно, дешевой подобная техника не бывает. Так, в топовой версии стоимость такого тягача лишь чуть недотягивает до миллиона евро — при этом электротягач дороже дизельного аналога примерно на 150 тысяч.
Вид деайсера на шасси Volvo привычен для пассажиров зимних авиарейсов
А вот — еще один интересный аппарат на трехосном шасси Volvo FM. Это так называемый деайсер, или машина противообледенительной обработки. Подобную технику в работе видели многие, кто часто летает на самолетах. Перед взлетом в зимний период, дабы избежать обледенения, все рабочие поверхности воздушного судна поливают специальными реагентами именно такие машины.
Вид на мачту подъемника с корпуса цистерны
Правда, в наших аэропортах в основном работает техника иностранного производства. Эту же машину переоборудовал завод Элемет из Электрогорска. На шасси установлена цистерна с четырьмя резервуарами для разных компонентов и воды. Общий объем — десять кубометров. Специальный аппарат все это смешивает (а при необходимости и нагревает) и подает под давлением к форсункам на раскладной мачте.
Непосредственное управление процессом обработки самолета происходит из такой кабины
Следить за процессом можно из основной кабины, но управление производится из дополнительной — она закреплена непосредственно на мачте. Стоит подобная машина, конечно, дешевле аналогов с иностранными установками, но все равно речь идет о десятках миллионов рублей.
Фургон c установкой для отпугивания птиц выглядит пришельцем из фантастического фильма
Sprinter Classic с реактивными двигателями? Конечно, нет! Это передвижная установка для отпугивания птиц на территории аэропорта — встреча с пернатыми крайне нежелательна для самолетов. Построена эта машина московской фирмой Ротек-Элпом. Огромные «бутоны» на краях мачт — это специальные многочастотные звуковые устройства, работающие в безопасном для человеческого уха, но крайне неприятном для птиц диапазоне. Дополняет их огромная панель со множеством ярких светодиодов (20000 lx), которая может работать в импульсном режиме непрерывно до четырех часов. Все это вместе создает гарантированную защиту от появления птиц в радиусе 400 метров от установки.
Ну а Sprinter выбран в качестве основы для подобного устройства — хотя, его можно смонтировать и в любом другом фургоне. Для установки пришлось буквально срезать крышу, установив взамен две раскрывающиеся в разные стороны стеклопластиковые створки. А чтобы конструкция кузова не потеряла жесткость, по его периметру в верхней части вварен дополнительный металлический каркас. В итоге время развертывания комплекса в аэропорту составляет всего три минуты. Сообщается, что подобные комплексы уже работают в некоторых российских аэропортах — к примеру, во Внуково и в Домодедово. Стоимость не называют, но очевидно, что она кратно превышает цену самого Спринтера.
Гигантский передвижной лифт для инвалидов с полной нагрузкой весит до 10 тонн
Еще одно необычное транспортное средство, больше напоминающее автобус из детского мультика на маленьких колесиках, — это самоходный амбулаторный лифт — подобные устройства применяются для доставки к самолету маломобильных граждан.
Этот «домик», разработанный группой предприятий ГИРД, на мощном ножничном подъемнике в основании может подниматься на высоту до 5,8 метра, обеспечивая беспрепятственное попадание в самолеты любых типов. Широченная аппарель в носовой части оснащена датчиками приближения к препятствию и позволяет оператору максимально плавно подъезжать к воздушному судну. Место оператора располагается просто в салоне — в левой передней его части. А пассажирский отсек — огромных размеров. К тому же, его конфигурация бывает самой разной — тут можно разместить и людей в инвалидных креслах, и лежачих больных.
Все агрегаты размещены в отдельном модуле в задней части
Поскольку большая скорость этому транспортному средству не требуется (его максимум — 35 км/ч), то и силовая установка — маломощная. В специальном отсеке в корме расположен двигатель Deutz мощностью всего-то 78 л.с. Трансмиссия — гидростатическая, как у бульдозеров и строительной техники. Ремонтопригодность — также на высоте: весь блок с агрегатами в задней части можно развернуть на специальном шарнире и быстро обслужить. Ну а что же до цены «домика» на колесах, то она только подтверждает правило о дороговизне техники в авиационном сегменте. Стоит подобное транспортное средство около 14 миллионов рублей.