BharatBenz: 100 тысяч за восемь лет
Индийский филиал концерна Daimler, BharatBenz, недавно отметил юбилей: с момента начала производства в 2012 году там собрано уже 100 000 грузовиков. Чем не повод вспомнить историю появления этой марки?
Своим рождением BharatBenz обязан конфликту интересов Мерседеса и местной компании Тата. Последняя еще в 1954 году купила у швабов лицензию на грузовики среднего класса полной массой пять—семь тонн, а немцы взамен получили часть акций фирмы. Сначала машинокомплекты приходили непосредственно из Германии, а к 1970 году индусы локализовали производство на 90%. Учитывая, что Тата была крупнейшим машиностроительным концерном, выпускавшим почти все, от велосипедов до паровозов, это было несложно.
Грузовики Tata-1210 первой серии до сих пор можно встретить в Индии
Дальше ситуация накалялась: немцы настаивали на обновлении программы — аналогично головной. Но поскольку у них было только 11% акций Таты, никаких рычагов давления не было. А расслабленные индусы не видели причин для обновлений, продолжая сборку машин упрощенной конструкции. Учитывая бедность страны, такая стратегия себя оправдывала.
Не найдя понимания у партнеров, мерседесовцы продали долю акций и открыли собственный завод, где наладили выпуск моделей Actros и Axor. Однако, похоже, индусы были правы: продажи этих машин местной сборки были минимальными, Актросы и вовсе продавались штучно. И тогда немцы решили собирать специальные машины для местного рынка, для чего создали отдельную марку. Слово Bharat, кстати, означает самоназвание Индии на хинди.
Сами машины представляют собой этакий микс на основе Mercedes Axor и Mitsubishi Fuso, упрощенный и адаптированный. Небольшие кабины, маломощные дизели, рессорная подвеска и минимум электроники — характерные черты Бхаратов. Позднее в программу добавились автобусы и сельхозприцепы.
И вот за восемь лет Bharat насобирал сто тысяч грузовиков всех классов. Забавно, что Тата собирает столько же, но каждый год.