Четыре силы и полторы тонны: каким был первый грузовик в мире

В следующем году грузовикам с двигателем внутреннего сгорания исполняется 130 лет: первый Daimler-Motor-Lastwagen (моторный грузовой автомобиль Даймлера) был построен в Германии в 1896 году. Он выглядит словно телега, к которой сзади снизу приделали громоздкий кожух с мотором, а на облучке установили здоровенную баранку. Правда, даже в немецкоязычном интернете об устройстве этого аппарата пишут скупо, а между тем в моем архиве есть копия его рекламной листовки, датированной сентябрем 1896-го.
Проспект 1896 года
Итак, это был прадедушка нынешних полуторок, рассчитанный на груз в 1,5 т. Двухцилиндровый мотор модели Phoenix развивал четыре лошадиные силы при рабочем объеме 1,06 л. Что касается трансмиссии, то здесь стояла Riemen-Wechsel-Getriebe (ременная коробка перемены передач) с четырьмя ступенями, которые позволяли развивать от 3 до 12 км/ч. Привод ведущих колес был шестеренчатым: внутри ободов стояли огромные зубчатые кольца. Передние колеса поворачивались при помощи цепи и штанг.
Существовала подвеска: на задних колесах мощная пружинная, на передних ресcорная, а мотор покоился в «эластичных объятиях» (так в листовке). Тормоза уже тогда были двух типов: ножные колодочные с приводом, который действовал «легко и играючи», и ручник. Более того, «для утепления ног» предусматривался обогрев пола водой из системы охлаждения. Известен и расход бензина, 0,4 кг/ч, что в переводе на нынешние мерки означает 6 л/100 км.