Тест-драйв первого советского грузовика АМО Ф-15 и его история

Фото: архив Владимира Харинова | Денис Шаляпин, Федор Черноусов | Федор Лапшин

В деревянно-фанерной кабинке, открытой всем ветрам, — только лобовое стекло. Руль — справа, педаль газа — между сцеплением и тормозом... Я веду не реплику, а самый настоящий грузовик АМО Ф-15, который много десятилетий хранился на заводе ЗИЛ: в ноябре этой модели, а вместе с ней и советскому автопрому исполнилось сто лет!

«Заводную ручку повернули на пол-оборота. Мотор дал вспышку, охнул и заглох. <...> Инженер Ципулин, бледный от волнения, рванул рукоятку. АМО-Ф пятнадцатый заурчал, набирая обороты. На мгновение цех наполнился гулом работающего автомобильного мотора. Тут же этот гул потонул в раскатистом „ура“...» Это отрывок из романа Евгения Добровольского, посвященного становлению завода АМО, который позже превратился в ЗИС и ЗИЛ — красиво писали советские публицисты!

Провернуть коленвал непросто. Но главное — завел!

На пол-оборота, говорите? Ну-ну. Усилия на коленвале АМО такие, что я временами едва мог провернуть «кривой стартер» обеими руками! А все потому, что литраж большой (4,4 л и всего 35 сил), детали, включая маховик (о нем мы поговорим позже), тяжеленные и раскрутить мотор нелегко. Неужто не заведу — у Федора Черноусова, начальника музея «Центр истории автотранспорта Ленинграда», где хранится машина, получилось, а у меня — нет? Я даже куртку скинул от натуги. Еще оборот, еще. И вдруг ручка (да-да, «бледный от волнения, рванул рукоятку») пошла легче, а мотор ровно и негромко застрекотал (что там про «гул работающего мотора»?). Я завел настоящий АМО Ф-15, которому почти сто лет. Своими руками. И сейчас поеду на нем кататься. Невероятно.

Fiat 15 Ter выпуска 1913 г. в музее IVECO. Перед радиатором — всего одна фара

У этого рассказа есть предыстория. Пять лет назад я побывал в мини-музее IVECO в Турине и cфотографировал там Fiat 15 Ter, который выпускался в ­1913—1922 годах и стал прародителем АМО Ф-15. Еще подумал: «Вот однажды попадет ко мне в руки знаменитый красный АМО, который всю жизнь хранился на ЗИЛе, — тогда сравню их». ­

Годом позже мы с дизайнером ­Михаилом ­Чемерисом, который бессменно делает эту рубрику, собрали в поезде картонную модельку АМО Ф-15 — она просто попалась нам во время одной из командировок.

А недавно я купил старую открытку с черно-белой фотографией грузовиков АМО на Красной площади. Открытка выпущена в 1967 году — когда я родился! — издательством «Советский художник», в котором много лет работал мой отец. Это уже был явный знак, но какой — я еще не знал.

Открытка 1967 года: грузовики АМО на Красной площади

И вот пазл сложился: передо мной тот самый ярко-красный АМО, который хранился на заводе ЗИЛ. А рядом с ним не менее уникальный АМО, пожарный: он обычно стоит в помещении пожарно-технической выставки на Васильевском острове. Их музей автотранспорта выставил для праздничного мероприятия, а когда гости разъехались, наступило мое время — снимать, изучать. И кататься! 

Два сохранившихся АМО Ф-15 впервые встали рядом: грузовик, который принадлежал ЗИЛу, и пожарная линейка из Ленинграда

Поскольку раньше я не рассказывал об этой машине, то было необходимо ответить — в первую очередь самому себе — на ряд вопросов. Например, как расшифровывается название «АМО»? В технической литературе советского времени (например, в руководстве 1934 года к АМО-3 и АМО-4) указывалось, что «завод <...> был заложен в годы Империалистической войны Акционерным московским обществом (АМО)». Однако в дореволюционных документах ни о каком акционерном обществе не упоминается, а предприятие именуется «Товарищество на паях Автомобильный Московский завод». Автомобильный Московский — это и есть АМО! А уже потом аббревиатуру стали трактовать иначе.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи