«Сонька», шашки и Победа: история такси ГАЗ М-20А

Музей Транспорта Москвы (который должен был заработать еще в конце прошлого года, но все никак не откроется) завершил реставрацию знаменитой Победы в версии такси. Самое время подробно рассказать об этом варианте — с полной хронологией событий!
В детстве я зачитывался книжкой журналиста Анатолия Гудимова «Семь дней в такси»: он устроился в московский таксопарк водителем и написал увлекательную повесть-репортаж. «Сменщик дает последние наставления: „Сам маршрут не выбирай. Спрашивай у пассажиров. Иначе подумают, что наматываешь километраж. Не забудь долить воды в радиатор. Мелочь есть? Мелочь всегда имей про запас, а то скажут, что нарочно нет для сдачи...“» Книга была написана в 1963 году, когда в московских таксопарках работали уже одни Волги ГАЗ М-21А (индекс А газовцы присваивали версиям такси).
Наш же рассказ будет об их предшественнице, Победе ГАЗ М-20А, и потому сейчас я раздобыл еще одну книгу советских времен, «Из кабины такси», написанную заслуженным водителем Евгением Рыжиковым: он работал в такси больше 40 лет и помнил массу подробностей.
Но вот на современный и толстенный фолиант «Хроника столичного такси», изданный командой мэра Собянина, я зря разорился. Горе-составители ошиблись в индексе Побед-такси, годах их поступления в столичные парки и окончания производства...
Более того, в этой книге о Москве обнаружилась фотография Побед перед железнодорожным вокзалом Риги (не Рижским, а города Рига), только с затертой в фотошопе надписью на крыше здания и латвийской серией номерного знака. «Ловкость рук, и никакого мошенства», как говорилось в фильме «Путевка в жизнь»!
В общем, нет веры подобной литературе, а потому будем искать истину в архивах и воспоминаниях. Открывайте скрипучую от времени заднюю дверцу, усаживайтесь поудобнее, включаем счетчик — поехали.
1945. В мае наша страна праздновала победу в Великой Отечественной войне, а вскоре после этого Сталин одобрил выпуск автомобиля Победа. Из стенограммы главного конструктора ГАЗа Андрея Липгарта, посвященной осмотру новых автомобилей в Кремле 19 июня: «Товарищ Сталин открыл дверцу и сел на заднее сиденье М-20 с 6-кой (Имеется в виду шестицилиндровый двигатель. — Прим. Ф. Л.). <...> Товарищ Сталин сначала было дал согласие на выпуск 1500 автомобилей с 6-кой, но после возражения <...> сказал: „Принять с четверкой без всяких исключений“. <...> Товарищ Сталин дал согласие присвоить М-20 название „Победа“».
1946. Газета «Вечерняя Москва» (далее Вечерка) от 21 января: «В Москве возобновляется грузовое таксомоторное движение. <...> К вокзалам и заставам выйдут 100 новых автомобилей ГАЗ-АА. Они будут перевозить багаж, домашние вещи». А 1 июня начали работать маршрутные такси: довоенные громоздкие ЗИСы-101 ходили из центра в Химки и между вокзалами. Но обычные такси еще не вернулись на улицы, поэтому были популярны «леваки» — водители, которые подрабатывали на перевозке голосующих пассажиров.
24—28 июня в ДК ЗИС состоялось совещание конструкторов автозаводов, где была подчеркнута необходимость «создания специальной конструкции легкового автомобиля для использования в качестве такси. Автомобиль должен иметь 5 пассажирских мест <...> не считая водителя, и рядом места для багажа. <...> Эскизная разработка проведена Горьковским автозаводом». Этот же вариант с несколько иной планировкой предполагалось использовать как санитарный. Видимо, речь шла о перспективном ЗИМе: он был как раз шестиместным.