Вкус Праги: как Лапшин участвовал в ретропараде на чехословацком грузовике 1980 года

Фото: Федор Лапшин

«Дядя Федор, тормози!» — кричит сквозь грохот мотора приятель, который сидит рядом, и я буквально всем телом встаю на каменную педаль лютого чехословацкого грузовика Praga V3S. В ­­Санкт-Петербурге прошел ежегодный и крупнейший в стране ретропарад: на него вышла 321 единица техники, по числу лет, которое исполняется городу, — а я рулил упомянутой Прагой. И не только ей...

У меня нет своих ретроавтомобилей. Зато есть питерские друзья, которым они принадлежат! Поэтому еще два года назад я решил не просто рассказывать о ежегодном ретропараде, но быть участником и водителем, причем каждый раз какого-нибудь нового (в смысле старого, но вы поняли) коммерческого автомобиля. Начал с «малых форм»: в 2022-м прошел маршрут на польском угловатом микроавтобусике Zuk 1991 года, которому дал прозвище ­Чихопук из-за звуков, которые он издает на ходу. В прошлом году уговорил принять участие в мероприятии питерского водителя-ветерана ­Виктора на его дальнобойной ­«одиночке» Volvo F16 1990 года — и он уже второй раз радует публику разукрашенным грузовиком.

В этом году, помимо участия, у меня была задача — вытащить на парад еще одного ветерана, на этот раз автобусного движения, Николая ­Николаевича Сиделева. Раньше он руководил в подмосковной Коломне автоколонной №1417, закупал для нее в Германии шикарные лайнеры Setra и устраивал выставку «Мир автобусов». Те времена давно прошли, Сиделев возглавляет частную компанию, но по-прежнему владеет парком из 16 машин Setra. Включая ту, которую командор ретропарада и начальник ретроавтобусной мафии Федор Черноусов мечтал заполучить на мероприятие, — коротышку S280, что вот уже 44 года исправно ­возит людей: она была выпущена в ­1980-м. «Как раз в том году и я впервые сел за руль автобуса», — улыбается ­Сиделев. Эх, показать бы на параде еще знаменитый расписной лайнер «Русский князь», да он уже не принадлежит Сиделеву и стоит у забора — по словам Николая Николаевича, с пробегом 2,9 млн километров... 

Как пишет официальная пресса, ­«переговоры прошли успешно», — и я отправился из Москвы в Питер крутить гайки и баранки. Чтобы сесть за руль чехословацкой Праги, которая провела зиму под снегом! 

И вот я снова на той же базе, где помогал чинить ретроавтобусы прошлым летом. Задача — подготовка техники, которая пойдет на парад с этой площадки: Praga, страшненький автобус Кубань на шасси грузовика ГАЗ-52-04, микроавтобус РАФ-2203 и уникальная в нашей стране чехословацкая легковушка Tatra 700, которая в свое время принадлежала ­предсовмину ­Виктору Черномырдину (это видно по флагштокам на передних крыльях). А вот белую Чайку ГАЗ-13 было решено снять с пробега: из ее коробки-автомата потекло масло. Что поделать, старая машина.

Tatra 700 традиционно заднемоторная, с двигателем воздушного охлаждения, который после зимней стоянки не захотел заводиться. Бензин в баках (их тут два, по обоим бортам) есть, насос качает, а до мотора топливо не доходит. При этом единственный квалифицированный ремонтник на этой площадке — мой друг Павел Юрьич, а все вопросы приходится решать методом тыка, одновременно пытаясь понять схему коммуникаций в автомобиле.

Параллельно мы отыскали для всех машин годные аккумуляторы, которые поставили на зарядку, и съездили на другую площадку, где довольно долго возились с автобусом Ikarus 255: он прибыл в коллекцию из Мурманска и отлично сохранился для своего возраста. Я даже немного проехал на нем, загнав в бокс на покраску. 

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи