Чайна-таун: китайские автобусы на BW Expo в Москве — будущее наших перевозок?
Напускное спокойствие на стендах отечественных производителей — участников автобусной выставки не могло полностью скрыть тревоги и напряжения. Проблемы с компонентами, экстренный поиск новых партнеров и схем поставок — все это выбивает из колеи и не добавляет уверенности в будущем. Ну а на другой стороне павильона атмосфера напоминала то ли рынок, то ли балаган — и точно была куда более расслабленной. Ведь спрос на китайские автобусы сейчас стабильно высокий.
К примеру, на территории СНГ фактически не осталось ни одного производителя собственных туристических автобусов. В основном вся эта техника полностью базировалась на европейских шасси — как тот же газовский лайнер Круиз на агрегатах Скании. Ну а весь рынок дальних и туристических перевозок в нашей стране сейчас отдан на откуп китайцам. А они этому только и рады.
В золотом цвете со светодиодными фарами лайнер Asiastar выглядит классно
От разнообразия лайнеров всех видов и мастей на выставке пестрило в глазах. Но самым ярким, безусловно, был 12-метровый автобус малоизвестной у нас пока марки Asiastar. В Китае это дочернее предприятие концерна Weichai. В его автобусной гамме есть техника на любой вкус и кошелек: городские, пригородные и дальнемагистральные автобусы с дизельными, газовыми и электрическими двигателями.
Ну а представленный черно-золотой красавец в скором времени должен завершить сертификационные процедуры — аналогичные товарные машины появятся в следующем году. Автобус, конечно же, оснащен дизелем Weichai мощностью 375 л.с. Коробка — механическая, Fast Gear. Мосты — HanDe.
Аварийный выход представляет собой отдельную дверку
В салоне 51 классное «кожаное» сиденье с приятными мягкими подушечками для головы. На потолке — динамическая светодиодная подсветка. Есть тут и климатическая установка с кондиционером. Объем багажного отсека — десять кубометров. Ориентиром по цене для подобной машины сейчас называют 10 млн рублей, но с началом продаж стоимость может измениться.
Продвигают китайцы на нашем рынке и газовую тему. Yutong привез на выставку 12-метрового «туриста» с 375-сильным двигателем Yuchai, который работает на сжатом метане. Из-за этого, правда, пришлось пожертвовать большей частью багажного отделения: в нем разместились десять баллонов суммарным объемом 1200 литров. Для багажа осталось лишь 3,8 кубометра пространства. Представители марки говорят, что востребованы подобные газовые автобусы на междугородних маршрутах в восточной части нашей страны. Стоит такой Yutong 190 тысяч долларов (около 11,5 млн рублей).
Свой газовый автобус привез на выставку и Higer — 12,5-метровый лайнер демонстрировал всем раскрывающуюся поэлементно переднюю маску. Это должно удешевить ремонт при мелком ДТП. В заднем свесе этого аппарата разместился тот же самый двигатель Yuchai, что и у газового Ютонга. Баллонов в багажном отделении здесь лишь девять — суммарный их объем 1080 литров. Но и стоит такой автобус дешевле — 152 тысячи долларов (9,25 млн рублей).
Рядом — еще один Higer, но уже с 375-сильным дизелем Cummins ISL. Его особенность — роботизированная коробка Fast Gear с шестью ступенями и сцеплением Sachs (тоже китайским). Представители марки заявляют, что это первый в России китайский автобус с «роботом». Но реально подобные решения присутствуют в гаммах практически всех местных производителей — просто наши перевозчики не хотят переплачивать и связываться с непонятной надежностью таких агрегатов. Стоит такой автобус, кстати, 157 тысяч долларов — 9,55 млн рублей.
Традиционный лайнер King Long с дизелем Cummins, в его салоне 55 мест
Для покупателей подобной техники цены более чем доступные. Потому-то клиенты сейчас просто сметают новые китайские лайнеры. Прибыль компаний часто связана исключительно со скоростью поставок. Но если с туристическим классом все ясно, то городские китайские автобусы развиты у нас не столь масштабно. Мешает этому в первую очередь постановление, запрещающее приобретать импортную технику в муниципальные парки. Но вот частники, особенно на востоке России, охотно берут китайские городские машины.
В горбе на крыше городского автобуса King Long баллоны объемом 720 литров
Вот, например, городской 10,5-метровый King Long с 260-сильным газовым двигателем Yuchai и механической коробкой передач. Схема — две двери и низкий пол в передней части салона. Внутри ярко-синяя подсветка и 26 сидений — всего сюда может поместиться 69 человек. Цена — чуть меньше восьми миллионов.
Другой пример — аналогичный Zhong Tong. Автобус с дизелем Cummins и механической коробкой Fast Gear. Да, с примитивным салоном, сдвоенным лобовым стеклом и без кондиционера. Зато цена — 6,7 млн рублей. Для примера: белорусский МАЗ-205 в версии для Москвы (конечно, с европейскими компонентами) еще год назад стоил 11 миллионов, а сейчас точно дороже!
Китайский Zhong Tong стоит дешевле российский аналогов
При таких ценах понятна напряженность наших производителей. Ведь если из-за каких-то проблем у них рынок страны перестанет насыщаться новой пассажирской техникой, стоит только поменять законодательство — и города очень быстро заполнятся дешевыми автобусами из Поднебесной.