Электрофургон Rivian: необычная история и множество вопросов
Новости о замене обычных коммерческих автомобилей электрическими сыплются на нас как из рога изобилия. Большинство новых имен, правда, исчезает на ранних этапах — но некоторые «электростартапы» все же успешно запускаются в производство. Вот очередной пример возможного успеха — американский электрофургон под названием Rivian RCV. Первые машины уже гоняют по Лос-Анджелесу в опытной эксплуатации — и на них даже есть огромный заказ. К слову, мы о машинах этой марки уже писали.
Как это часто бывает, дело в энергии и устремленности конкретного человека. Создатель фирмы Rivian, Роберт Скариндж, человек явно незаурядный. К технике он тяготел с юности и еще подростком отреставрировал старый соседский родстер. Отучился на инженера-автомобилестроителя в знаменитом Массачусетском технологическом институте. При этом, как современный член общества, глубоко озадачился проблемами экологии. В частности, решился на довольно суровый эксперимент — задумал уменьшить собственный углеродный след. При всей любви к машинам он отказался от личной и ездил на велосипеде или на автобусе, принимал лишь холодный душ, стирал вручную и даже носил с собой ложку — чтобы не пользоваться пластиковой.
Результаты оказались скромными, но Роберт логично пришел к теме электромобилей. Путь, как водится, был сложным: кредиты, несколько своих фирм, неудачи. В итоге в 2009 году появилась нынешняя Rivian (это своего рода анаграмма, образованная от названия округа Индиан-Ривер во Флориде, где Скариндж вырос). Но до 2018 года компания о себе не заявляла, так как, по словам создателя, не могла еще показать готовый продукт.
Модульная электроплатформа имеет прозвище «скейтборд»
Сначала в планах появился, разумеется, спортивный родстер, затем компания переключилась на внедорожник и пикап. Все, само собой, с электрическим приводом. А в основе лежала собственная фишка — модульная платформа. За свою форму сверху она в компании получила внутреннее прозвище «скейтборд».
Платформа представляет собой алюминиевую пространственную раму, в среднюю часть которой вписаны аккумуляторы. Передняя подвеска на двойных поперечных рычагах, задняя — на продольных. Один, два или четыре электромотора, генератор, система управления, охлаждения и тормозная — все скомпоновано и поставляется в сборе. А сверху надевается нужный кузов — и машина готова.
Приборная панель фургона лаконична: руль с парой кнопок и два дисплея
И тут внимание инженера-эколога привлекли фургоны доставки «последней мили», количество которых растет год от года вслед за интернет-шопингом. А ведь в Штатах все они традиционно бензиновые. «Вот где прячется огромный углеродный след», — решил Скариндж. И сосредоточился именно на них.
Очевидно, он еще и талантливый бизнесмен, раз сумел заинтересовать проектом интернет-гиганта Amazon, который вложил туда больше семисот миллионов долларов. И заказал аж 100 тысяч фургонов еще до их появления «в железе». Мало того, Скариндж сумел привлечь именитых спецов из профильных известных фирм: Apple, Tesla, McLaren, Ford, Jeep, Proterra. Правда, и ротация топ-менеджеров в фирме подозрительно активна.
Rivian предлагает и свою систему дистанционного контроля FleetOS
И круглоглазый зализаный фургончик на той самой модульной платформе увидел свет, и даже в двух версиях. Грузоподъемность колеблется от 900 кг до 2,4 т, объем кузова — от 15 до 20 куб.м. Архитектура основана на классической схеме американских мультистопов: короткий капот, сдвижные двери, ровный пол со сквозным проходом, задняя шторная дверь.
Но настораживает, что фирма не публикует почти никаких технических данных, оправдываясь запатентованными секретами. Известен лишь запас хода — до 240 км, а также то, что «интеллектуальные системы управления батареями рассчитаны на мощность зарядки до 150 кВт». Зарядные станции, кстати, тоже собственные, и Rivian планирует создать их сети в США. А еще там понимают, что просто продать машину мало, — и Скариндж договаривается о партнерстве с сетями сервисных центров, а также собирается заняться вторичной продажей своих машин.