Филиппинские маршрутки: с ветерком сизого выхлопа!
Знали ли вы, что Филиппинские острова славятся не только своим теплым экзотическим климатом, но и не менее экзотическим общественным транспортом? Представьте новые московские маршрутки: особая раскраска, системы безопасности и контроля... Вспомнили? А теперь забудьте!
Только вообразите, что к остановке вместо какого-нибудь блестящего Спринтера или Транзита подъезжает гремящий, тарахтящий и коптящий аппарат, украшенный всевозможными флагами, вымпелами, лозунгами и прочими атрибутами индивидуальности.
Такие автобусики, их здесь называют Джипни, — исконно филиппинское изобретение, уже ставшее частью местной культуры. После Второй мировой войны на покинутых американцами военных базах осталось бессчетное количество внедорожников Jeep Willys, которые достались местным аборигенам. И многие предприимчивые островитяне начали переделывать их в автобусы.
Такие «автобусные производства» живут на островах и поныне. И даже существует несколько конкурирующих между собой компаний, которые выпускают по несколько машин в месяц. Много и частных передельщиков. Увы, сейчас оригинальных Виллисов уже почти не осталось, и современные Джипни делают на основе любой подходящей подержанной техники: в основном это старые рамные внедорожники корейского, китайского и японского производства.
Происходит это так. Автомобиль-заготовка разбирается, его несущая рама удлиняется и усиливается дополнительными элементами, сверху навешиваются панели из нержавеющей стали, внутрь устанавливаются скамейки для пассажиров, все это окрашивается безумным сочетанием цветов, и все — автобус готов. В салоне — от 12 до 15 пассажирских мест, но при стоимости проезда 13 американских центов водители набивают свои «маршрутки» до упора, перевозя по 20—30 человек. Это при том, что сами Джипни стоят около 12 тысяч, но уже евро.
Агрегаты под капотами обычно соответствуют автомобилям-донорам: это древние дизели, которые непривередливы к качеству топлива, но и не отвечают никаким современным экологическим нормам. А ведь в одной только Маниле, столице Филиппинских островов, более 50 тысяч Джипни. По всей стране их насчитывается несколько сотен тысяч. И правительство закрывает на это глаза, поскольку сейчас запретить этот вид общественного транспорта значит оставить без работы огромное количество человек. Правда, предпринимаются решения, чтобы будущие Джипни стали экологичнее и безопаснее.
Один из производителей таких маршруток, Sarao, сделал «новый Джипни» с закрытым комфортным кузовом с вклеенными стеклами, кондиционером и ниссановским дизелем объемом 4,2 литра. А в 2008 году в городе Илоило появились даже электрические Джипни с китайскими агрегатами и запасом хода около 50 км. Однако экомаршутки пока лишь капля в море чадящих и гремящих, но столь любимых своими владельцами старых Джипни. На Филлипинах даже ежегодно проводится фестиваль «Король Джипни», на котором выбирают самый яркий и оригинальный автобус. А обычные Джипни еще долго будут колесить по дорогам Филиппинских островов.