Из мифов в карьер: изучаем горные самосвалы на выставке MiningWorld Russia 2019
Карьерные самосвалы марки Scania всегда выглядели грозно, а теперь и имена получили под стать. Так, огромный углевоз с синей кабиной назван Odin — так зовут главного бога в скандинавской мифологии. Не менее внушительный оранжевый самосвал для скальной породы получил имя Hagen — этим именем величали героя северных легенд. С обеими машинами я познакомился на выставке MiningWorld, которая сегодня открылась в Москве.
Оранжевый Hagen предназначен для перевозки горной породы
Шасси у этих самосвалов, по сути, одинаковые. Это четырехосный «строитель» серии ХТ с приводом на две задние оси и кабиной серии G — в ней за сиденьями предусмотрена одна неширокая спальная полка для отдыха водителей днем.
Огромный кузов самосвала Odin предназначен для перевозки угля
В движение гиганты приводятся 13-литровым 500-сильным двигателем. Он отвечает экологическим нормам Евро-5 и агрегатируется с «роботом» Opticruise, специально усиленным для работы в сложных условиях.
На обоих самосвалах кабина серии G и 500-сильный мотор
Слово «усиленные» применимо ко многим элементам этих машин. Но если не превышать разрешенные нормы, то ездить можно и по обычным трассам: в габарит самосвалы вписываются.
Различаются же «легендарные» самосвалы в основном кузовами. Odin предназначен для перевозки угля и оборудован гигантским 32,5-кубовым кузовом Wielton, выполненным из стали Strenx S700 (толщина пола составляет 8 мм, а стен — 6 мм). Объем кузова KH-Kipper на скальном самосвале Hagen составляет 25 кубометров, зато он изготовлен из стали Hardox 450 — его стены восьмимиллиметровые, а пол и вовсе в полтора сантиметра толщиной.
Кстати, на выставке самосвалы Scania были в самом тяжелом варианте XL. Существуют и версии полегче — с не такими мощными моторами и кузовами меньшего объема.
По словам специалистов Скании, спрос на карьерную технику в нашей стране велик. Так, машины на стенде, по сути, уже проданы, а общий пакет заказов превысил сотню единиц. И это при том, что самосвалы отнюдь не дешевые.
Понятно, что стоимость подобной техники напрямую зависит от нужд и возможностей заказчиков. Но в первом приближении за аналогичный представленному углевоз Odin придется выложить примерно 14,5 млн рублей, а скальник Hagen обойдется еще на миллион дороже.
Интересно, что других компаний «большой семерки» на выставке не было. Зато неожиданно среди крайне интересных машин для работы в шахтах (о них будет подготовлен отдельный материал) я наткнулся на чешскую Татру.
Трехосный полноприводный самосвал со знаменитой хребтовой рамой, дафовской кабиной и 360-сильным двигателем выставлял один из дилеров марки. Машина оборудована десятикубовым кузовом фирмы VS-mont из Словакии.
По словам представителя марки, подобную машину целесообразно покупать, если больше 40% ее пробега будет приходиться на бездорожье. Поэтому более-менее распространены чешские самосвалы в северных регионах России. Впрочем, работают они и на строительстве дорог в Центральном регионе — к примеру, Татры трудятся на строительстве Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье.
Что же до представленного на выставке самосвала, то аналогичная машина стоит в России чуть больше девяти миллионов рублей.