Как BYD захватывает мир коммерческого транспорта на батарейках
В наше время практически каждый крупный производитель грузовиков или автобусов либо впопыхах достраивает, либо уже создал свой электрический или гибридный аналог дизельного транспортного средства — к новостям об этом все привыкли. А одной из самых активных на поле электрификации своей гаммы выглядит малоизвестная у нас китайская фирма BYD.
Как и принято в Китае, ее название — аббревиатура, но, в отличие от многих, задуманная «на экспорт», как и продукция. Расшифровывается она как Build Your Dreams («строй свои мечты»). Фирма основана в 1995 году и начинала как производитель литий-ионных аккумуляторов. Первые филиалы открылись в Гонконге и США в 1999 году, через год BYD стал поставщиком батарей для Motorola, через два — для Nokia.
В 2003-м BYD превратился в автопроизводителя, выкупив целиком фирму Xian Qinchuan Auto вместе с заводом. Сначала в программе были только легковушки, и на сегодня электромобили этой марки лидируют в Китае: в 2019 году их там было продано больше 220 тысяч.
Фирма развивалась агрессивно, нанимая специалистов лучших компаний и открывая филиалы и СП по всему миру. В 2010 году образовала совместное предприятие с Даймлером. Примерно с той же поры ее начали упрекать в плагиате, и несколько мировых марок даже судились с BYD, правда безуспешно.
А в 2010 году в программе появился первый электробус. Теперь этот вид транспорта уже обычен в Китае, и, помимо комплектных машин, BYD поставляет компоненты для десятка других производителей. Будучи специалистом в разработке электрических компонентов, BYD предлагает различные типовые схемы и варианты для электротранспорта, включая системы с медленной и быстрой зарядкой.
С тех же пор электробусы BYD начали поставляться на экспорт. Сначала речь шла о штучных поставках, теперь они продаются уже партиями в сотни машин. Причем география поставок широка и включает десятки стран, от Аргентины до Японии. Их покупает и насыщенная собственными фирмами Европа: только в этом году электробусы BYD приобрели парки разных городов Германии, Испании, Дании, Нидерландов и Норвегии. В программе у китайцев сейчас шесть моделей электроавтобусов серии К длиной от 7 до 18 метров, включая двухэтажный и сочлененный.
Особое внимание BYD уделяет североамериканскому рынку. С 2011 года здесь действует свой филиал, и на рынке электробусов фирма занимает второе место, уступая только местной марке Proterra.
Но, в отличие от Европы, в Штатах BYD активничает и в грузовой нише, предлагая несколько семейств — от развозных фургонов до трехосных шасси. Недавно мы писали о планах Hino вывести водородный тягач на американский рынок.
Оказывается, помимо водородного, разрабатывается и электрический автомобиль Hino для США. Причем в сотрудничестве с той самой BYD, с которой материнская Toyota 21 октября 2020 года заключила соглашение о создании СП.
Правда, не все идет так гладко, как хотелось бы китайцам. Продолжаются небезосновательные упреки в копировании. И, что важнее, иногда клиенты жалуются на качество сборки. Так, один из автобусных операторов Лос-Анджелеса даже собирался подавать на BYD в суд, но дело удалось решить досудебно. Однако в условиях ужесточения конкуренции в нынешние времена стремительный взлет может неожиданно обернуться падением.