Как работает единственный в мире междугородний троллейбусный маршрут?
Невиданное дело — платить за проезд в троллейбусе аж 182 рубля! Именно такую сумму придется оставить в кассе за проезд на «рогатом» номер 52 по дороге от Симферополя до Ялты. Мало того что это самый длинный в мире троллейбусный маршрут, так он еще и междугородний и к тому же проложен по горам.
Междугородние троллейбусные кассы — единственные в мире
Эта уникальная система длиной 96 километров является достопримечательностью Крыма с 1959 года. Неслучайно в свое время там работали даже кондукторы-экскурсоводы. Первая очередь была построена в рекордные сроки, всего за одиннадцать месяцев. Силами восьмидесяти советских предприятий возвели два троллейбусных парка, шестнадцать тяговых подстанций, установили больше трех тысяч опор и подвесили свыше двухсот километров контактного провода.
На стоянке ожидают междугородние и пригородные троллейбусы
Надо заметить, что это был первый беспрецедентный пример заботы об экологии — задолго до нынешней всемирной увлеченности ею. Ведь Крым всегда был главной и всеобщей советской здравницей, и троллейбусы не загрязняли его уникальный воздух. Когда-то билеты на этот маршрут продавали вместе с железнодорожными билетами до Симферополя. Теперь, конечно, этого нет — билет покупается на месте. Зато он с номером места, как в самолете или поезде, а в троллейбусе уютные занавески, и в дороге транслируют фильмы. А какие же троллейбусы ходят по этой линии?
В салоне — уютные занавески, а на экранах показывают кино
Сразу после открытия маршрута на нем прописались отечественные машины МТБ-82Д. Но визитной карточкой крымских линий стали чешские троллейбусы Skoda четырех поколений — они ходили здесь почти шестьдесят лет. Последних машин серии 14Tr еще довольно много в парках, их любят и берегут, но на межгород уже не выпускают.
Зато здесь еще работает около тридцати троллейбусов Богдан, почти неизвестных в России. Они выпускались Луцким автомобильным заводом и встречаются во многих городах Украины. От аналогов 12-метровая машина вместимостью 105—116 человек отличается большей высотой, дающей ощущение объема в салоне. Кстати, на тесных улочках прибрежных городов работают и укороченные, десятиметровые Богданы.
А не так давно на смену украинским машинам пришло сорок новейших троллейаккубусов Тролза — на такой машине я пару лет назад ездил по Питеру. В корме этого троллейбуса размещены дополнительные литий-титанатные батареи, благодаря которым автономный ход вырос до 20 км. Увеличено до 37 и количество сидячих мест — троллейбус ведь междугородний.
Впрочем, от конечной до конечной на троллейбусе сейчас едут единицы: путь в одну сторону занимает порядка четырех часов. А большинство пассажиров перемещается на нем до курортных пригородов. И использование «рогатых» в качестве транспорта для приятных прогулок отдыхающих прекрасное решение.