Колеса Шивы: рассказываем о грузовиках из Индии

Фото: Из архивов автора | Федор Лапшин

Именно так (Shiva's wheels) называется многочисленная группа на Фликре, где обмениваются, восхищаются и ужасаются фотографиями индийских грузовиков и автобусов иноземцы со всего мира. Ведь самобытная густонаселенная Индия обладает собственным автопромом, таким же своеобразным, как и все остальное в этой стране.

Типичный индийский грузовик — простой, одиночный, маломощный и перегруженный

Типичный индийский грузовик — двухосный одиночный с раскрашенной самодельной кабиной, часто деревянной. На ней обязательно куча надписей: «Goods carrier» («перевозчик грузов»), «Public carrier» («общественный перевозчик»), «All India permit» («всеиндийский пропуск»). Причем никакого пропуска никому не нужно. А на заднем борту непременное «Please, horn» — в смысле «гуди, не стесняйся!».

Счастливый владелец гонит новый грузовик к месту обретения кабины и кузова в родной деревне

Кузов, само собой, простой бортовой, с частой обрешеткой и высотой до кабины (а иногда и выше). О массовых характеристиках никто не задумывается — возят всегда с диким перегрузом. Техническое состояние тоже, мягко говоря, неважное, техосмотр — простая формальность, не связанная ни с каким контролем. Есть и еще одна местная традиция: до недавних пор заказчик получал голое шасси, даже без кабины. Эта заготовка перегонялась в родную деревушку, где ее уже снабжали кабиной, надстройкой и украшениями. Конструкции всех местных грузовиков тоже не отличались никакими новшествами: маломощный дизель, механическая коробка передач, рессорная подвеска и барабанные тормоза 

Особо рисковые берут длинную базу и строят кузова максимального объема из контейнерного листа

Интересно, что, невзирая на типичный капитализм, грузовых производителей в Индии немного. Основных всего три, однако вместе они занимают 90% рынка, выпуская в год около миллиона грузовиков.

Классические Ашоки — Comet и Super Comet бок о бок

Старейший из них, Ashok Leyland, существует с 1948 года. Из названия ясно, кто был первым партнером, — концерн Leyland из метрополии. Его основные модели, выпускавшиеся почти сорок лет, имя тоже получили оттуда: Comet (4x2) и Super Comet (6x2) с общим шестицилиндровым 110-сильным дизелем 

Затем англичан сменил IVECO, и машины Ecomet на основе давно снятого с конвейера Ford Cargo производятся до сих пор. Дело в том, что права на него перешли к IVECO вместе с покупкой английского завода Ford, и после снятия с производства итальянцы передали его в Индию.

Ashok Leyland Newgen (от New Generation). Энерговооруженностью, как и конкуренты, не блещет: 49-тонный тягач предлагается с двигателем мощностью 210 л.с.

Несколько лет назад Ashok объявил о запуске новейшей серии Captain с собственным дизелем уровня Евро-6 (в Индии эти нормы ввели с 2018 года), но на дорогах ее пока не видно. Марка производит и грузовики меньших классов, в кооперации с японским Hino и китайским CNHTC. У нас известны малотоннажники Ashok Leyland Boss — выкупленные вместе с заводом чешские Avia серии D.

Грузовые Таты первого поколения все еще встречаются на дорогах. Техническое состояние оставляет желать лучшего: резина лысая, вместо ручника — булыжник, вместо двери — веревка. И это учебная машина!

На первом по объемам выпуска месте другая индийская марка, Тata. Она еще в 1954 году купила у Мерседеса лицензию на грузовики среднего класса полной массой пять-семь тонн, а немцы взамен получили часть акций фирмы. Сначала машинокомплекты приходили непосредственно из Германии, а к 1970 году индусы локализовали производство на 90%. Учитывая, что Таtа была крупнейшим машиностроительным концерном, выпускавшим почти все, от велосипедов до паровозов, это было несложно.

Тягачи Tata серии SK уже, как правило, имеют полностью заводскую кабину

Грузовая программа Таты обширнейшая, основана на лицензионных моделях иногда сорокалетней давности. Сейчас основной рабочей лошадкой Индии служит аналог серии SK, носящий здесь имя Signa. С покупкой грузового Daewoo у Таты появились бейдж-инжиниринговые тяжелые машины Novus. А сами индусы разработали новейшее тяжелое семейство Prima, вполне современное как по дизайну, так и по конструкции. Увы, внутри страны продажи микроскопичны, в основном машина идет на экспорт.

Слева — новейший тягач Tata Prima, справа — обновленный SK, он же Signa

Третий по величине местный производитель своим рождением обязан конфликту между Татой и Мерседесом. Последний настаивал на обновлении программы, а индийцев все устраивало и так. В итоге мерседесовцы продали долю в Тате и открыли собственный завод, где наладили выпуск моделей Axor и Actros.

Однако продажи этих машин на бедном местном рынке были минимальными. И тогда немцы решили разработать для него специальные машины и создали отдельную марку Bharat-Benz. Эта техника представляет собой помесь на основе Mercedes Axor и Mitsubishi Fuso, упрощенную и адаптированную к местным условиям

Небольшие кабины, маломощные дизели, рессорная подвеска и минимум электроники — характерные черты Бхаратов. Причем Mercedes в Индии зачем-то устроил внутреннюю конкуренцию: те же машины собираются здесь и под маркой Fuso, только дизели у них свои, японские.

Eicher Terra — 16-тонный самосвал с 150-сильным дизелем и кабиной от маленького Кантера

Надо упомянуть и менее массовых, но исторических производителей. Один из них, Eicher, был когда-то филиалом одноименной немецкой тракторной фирмы. С 1982 года начал сборку малотоннажных Mitsubishi Canter в рамках СП. Затем купил лицензию, и до недавних пор продолжал производство легких грузовичков. Понемногу машины «подрастали» в размере аж до 16-тонников, но их потенциал вскоре исчерпался. В 2008 году открылось совместное предприятие с Volvo Trucks, в результате появилась тяжелая серия Pro — сборная солянка из шведских и японских узлов. Тяжелые машины пока остаются редкостью на местных дорогах.

Грузовая Mahindra — грузи сколько сможешь!

Так же, как и продукция другой местной марки, Mahindra. Известная своими легковушками, она также много лет производила копию знаменитого американского Willys MB, в том числе и в грузовых версиях. Тоже задумав штурмовать тяжелый сегмент, она нашла партнера, на сей раз американского Navistar, и в 2005 году открыла с ним СП.

Ничего американского в тяжелой серии Blazo нет — даже двигатели, и те лицензионные немецкие MAN

В результате родились типично местные машины Blazo — с азиатской бескапотной кабиной, упрощенной конструкцией и «младшими» дизелями серии MaxxPro.

Mercedes здесь не первый «европеец»: когда-то в Индии собирали и военные MAN 630, под собственной маркой

Есть в Индии и другие производители грузовиков: Force, Swaraj, AWM — но особой погоды на рынке они не делают и новациями не блещут. Под стать грузовому и индийский автобусный автопром, и о нем мы еще расскажем.

Рекомендованные статьи