КрАЗ его мечты: как дальнобойщик из Пскова построил супертягач
Здоровенные капот и спальник, вертикальные выхлопные трубы, мириады огоньков, а внутри кухня, умывальник, душ и туалет — это «американец»? Ничего подобного — КрАЗ, построенный Робертом Ервандяном из Пскова! Тот самый, о котором я рассказывал еще в 1996 году, — только после глобальной реконструкции, которая длилась 13 лет...
Коллега Володя Мельников, увидев эту машину на полигоне, замер от неожиданности: «Это правда КрАЗ Роберта Ервандяна? Я же о нем читал в детстве!» Правда. И сам Роберт все тот же — полжизни проводит за баранкой и с горящими глазами рассказывает про свою машину, но наотрез отказывается фотографироваться.
Вся эта история такая давняя, что даже не знаю, с чего начать рассказ. Наверное, с нашего общего друга Володи Евдокимова, который в девяностых рулил «пятисотым» МАЗом: тогда Володя впервые притащил меня в Псков, где был настоящий заповедник самоделок на базе разных грузовиков. Время было такое: денег не было, зато энтузиазма, смекалки и умелых рук — хоть отбавляй.
Еще одна переделка давних времен из Пскова — тягач Tatra 815 с двигателем V12 от трактора Кировец
Что-то «перепиливал» сам Вовка, что-то его знакомые: так, один парень превратил Татру-815 в тягач наподобие французского Магнума, да еще с мотором V12 от трактора Кировец. Но КрАЗу Роберта Ервандяна не было равных!
Так выглядела первая версия КрАЗа-963R — этот снимок я сделал в 1996 году
Напомним, что на дворе стояли девяностые с их нищетой, а сам КрАЗ нормальных дальнобойных тягачей не делал никогда. Однако многие частники на просторах бывшего Советского Союза старались превратить длинноносые КрАЗы в аналоги «американцев»: подвешивали здоровенные баки, приваривали спальники, монтировали спальные полки от железнодорожных вагонов... И вновь повторю: такого полета инженерной и дизайнерской мысли не достиг никто из «кразистов». Потому что черный КрАЗ-963R (знаете, как расшифровывается? Robert, 1963 год рождения!) и выглядел, и был устроен просто фантастически.
Официальный снимок КрАЗа-250 (1985 г.) Фото из архива М. Чернявского