КрАЗ его мечты: как дальнобойщик из Пскова построил супертягач

Фото: Федор Лапшин

Здоровенные капот и спальник, вертикальные выхлопные трубы, мириады огоньков, а внутри кухня, умывальник, душ и туалет — это «американец»? Ничего подобного — КрАЗ, построенный Робертом Ервандяном из Пскова! Тот самый, о котором я рассказывал еще в 1996 году, — только после глобальной реконструкции, которая длилась 13 лет...

Коллега Володя Мельников, увидев эту машину на полигоне, замер от неожиданности: «Это правда КрАЗ Роберта Ервандяна? Я же о нем читал в детстве!» Правда. И сам Роберт все тот же — полжизни проводит за баранкой и с горящими глазами рассказывает про свою машину, но наотрез отказывается фотографироваться.

Вся эта история такая давняя, что даже не знаю, с чего начать рассказ. Наверное, с нашего общего друга Володи ­Евдокимова, который в девяностых рулил «пятисотым» МАЗом: тогда Володя впервые притащил меня в Псков, где был настоящий заповедник самоделок на базе разных грузовиков. Время было такое: денег не было, зато энтузиазма, смекалки и умелых рук — хоть отбавляй.

Еще одна переделка давних времен из Пскова — тягач Tatra 815 с двигателем V12 от трактора Кировец

Что-то «перепиливал» сам Вовка, что-то его знакомые: так, один парень превратил ­Татру-815 в тягач наподобие французского Магнума, да еще с мотором V12 от трактора Кировец. Но ­КрАЗу Роберта Ервандяна не было равных!

Так выглядела первая версия КрАЗа-963R — этот снимок я сделал в 1996 году

Напомним, что на дворе стояли девяностые с их нищетой, а сам КрАЗ нормальных дальнобойных тягачей не делал никогда. Однако многие частники на просторах бывшего Советского Союза старались превратить длинноносые КрАЗы в аналоги «американцев»: подвешивали здоровенные баки, приваривали спальники, монтировали спальные полки от железнодорожных вагонов... И вновь повторю: такого полета инженерной и дизайнерской мысли не достиг никто из «кразистов». Потому что черный ­КрАЗ-963R (знаете, как расшифровывается? Robert, 1963 год рождения!) и выглядел, и был устроен просто фантастически.

Официальный снимок КрАЗа-250 (1985 г.) Фото из архива М. Чернявского

Вначале Роберт пытался договориться с руководством КрАЗа, чтобы ему позволили переделать машину прямо на заводе — но, не добившись успеха, купил обычное шасси КрАЗ-250 и занялся его перестройкой в псковском гараже. Поскольку КрАЗ — машина небыстрая, на мотор Роберт поставил турбокомпрессор, подняв мощность до 300 «лошадей», к пятиступенчатой коробке передач (тут нужен плачущий смайлик) пристыковал восьмиступенчатую от cуперМАЗа (на полу было аж два рычага!), специально привез из Кременчуга проходные мосты... В довершение машина получила стеклопластиковый капот и самодельный спальник, в котором даже был умывальник с холодной и горячей водой, а на стене висела карта Армении. Причем весь жилой модуль Роберт сделал плавающим — поставил на собственную раму и снабдил подвеской с элементами от ЗИЛа, МАЗа и КАМАЗа. «У «американцев» капот и кабина ложатся на раму и лишь сзади под спальником есть две маленькие подушки, а тут спальник ходит вместе с кабиной и капотом», — комментирует Роберт.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи