На чем тушат пожары в Японии?
Япония не только высокотехнологичная страна, но и очень самодостаточная. К примеру, импорт грузовиков сюда исчисляется десятками машин в год при многомиллионном парке. А сфера пожарной техники у японцев и вовсе на полном самообеспечении — за редким исключением, импорт подобных машин здесь вообще уникальный случай.
Ранний пожарный Nissan в американском стиле
Поскольку собственная грузовая отрасль развита прекрасно, выбор у местных огнеборцев превосходный. Все четыре марки — Isuzu, Hino, Mitsubishi и Nissan Diesel — встречаются в роли пожарных машин. В этом плане Япония идет в ногу со всем миром: пожарное шасси используется от обычных грузовиков, лишь со сдвоенной кабиной для экипажа.
Поскольку для себя японцы выбирают самые навороченные комплектации, все машины напичканы электронными системами и оснащены коробками-«автоматами». Исключение составляют лишь полноприводные версии, основная масса которых отправляется в силы самообороны страны.
Типичный японский огнеборец малого класса на базе Isuzu Elf 4x4 на улицах Киото
Но, так как автопром Японии после Второй мировой войны развивался под сильным влиянием американцев, это привнесло особенности и в пожарную сферу: пожарки долгое время строились по американским же канонам. Вместо привычных нам закрытых фургонов со шторками или дверцами у японцев до недавнего времени доминировали цельные узкие кузова с насосами среднего расположения и открытыми органами управления на боках.
Многофункциональный спасатель от фирмы Teisen оборудован и краном для аварийных работ
А поскольку японское качество изготовления к 1980-м годам достигло мирового уровня, множество этих машин в виде «бэушек» до сих пор исправно служит в странах всей Юго-Восточной Азии. Одно время, кстати, списанные японские пожарки появлялись и у нас. Конечно, не в виде боевых машин, а приспособленные для гражданской работы. Бывшие автоцистерны с насосами использовались как ассенизаторы, лестницы и подъемники — для высотных рекламных работ.
Когда-то в Японии существовало полсотни фирм и фирмочек, занимавшихся постройкой пожарных машин. Но, как и во всем мире, они сливались и закрывались, и до наших дней дожили единицы. Как правило, они сосредоточились в узких сегментах: Akao и Nakamura производят только пожарки малого класса, Teisen — аварийно-спасательные машины, NDC — автомобили порошкового тушения.
Главным же производителем пожтехники в стране стала компания Morita, крупная фирма со стодесятилетней историей. Она строит 80% пожарок страны всех типов — от автомобилей первой помощи на базе внедорожников до огромных аэродромных монстров. Помимо надстроек, она же изготавливает и большинство комплектующих, в том числе насосы и огромные кабины из специального термостойкого пластика. Morita также авторитетный изготовитель коленчатых подъемников и автолестниц. Их она делает еще с 50-х годов прошлого века, а с 1985-го комплектует их собственной системой электронного контроля положения Super Gyro.
Новейшая автолестница Morita на шасси Hino Profia 6x2 с собственной пластиковой кабиной на выставке Interschutz
Внешне японские «огнеборцы» тоже отличаются от мировых собратьев. Раскраска в Японии стандартизованная, чисто-красная, как у советских машин до 1977 года. Спереди непременно закреплен хромированный орден-звездочка — символ пожарной охраны империи. А проблесковые фонари всевозможных форм и размеров — только красного цвета.
Какие-то странные машины Mitsubishi? Японские шасси очень популярны как основа для пожарок в странах Австралии и Океании. Комплектные машины вместе с кабинами построены ателье Mills Tui
Подавляющее большинство японских пожарок — машины малого класса. Оно и понятно: на узеньких улочках старинных городков и на них-то маневрировать непросто. Интересно, что в основе, как правило, три модели: Isuzu Elf, Mitsubishi Canter и Nissan Condor. Ничем не отличающиеся собратья Hino Dutro, Mazda Titan и Toyota Dyna встречаются гораздо реже. Кроме традиций, это ничем не объяснить. При этом такая техника вполне способна справиться с некрупным пожаром: при полной массе три тонны эти машины несут достаточный запас воды, порошка и рукавов. Частенько они оснащены и полным приводом, что облегчает подъезд к месту, ведь Япония — страна горная и с непростым климатом.
В программе Мориты есть и разные аэродромные автомобили полной массой до 45 тонн
В больших городах и машины габаритнее, среднего класса: Isuzu Forward, Mitsubishi Fighter, Hino Ranger — полной массой до 12 тонн. А лестницы базируются на тяжелых шасси, что тоже понятно, ведь Япония еще и страна высотных зданий. Среди них встречается уникальный, чисто местный вариант на двухосных крановых шасси с «крабовым ходом» и колесной формулой 4х4х4. Это означает, что управляемыми выполнены обе оси, которые могут поворачивать в «противофазе». Понятно, насколько сильно это облегчает маневрирование в крошечных тесных двориках.
В последнее время японцы активно продвигают экспорт своих пожарок в другие страны. И речь идет уже не о списанных машинах для бедных. Только Китай активно закупает сотни машин в год, а кроме него — вся прочая Азия. И не только: в Австралии и Океании подавляющее большинство пожарных надстроек установлено на японские шасси. Есть они и в Англии с Ирландией, начали появляться и у нас. Есть и обратная тенденция: немецкий Ziegler несколько лет назад открыл свой филиал в Японии, но пока видимого успеха не добился.