Федор Лапшин — о грузовиках, которые умеют ездить по железнодорожным путям

Фото: компании-производители

Знаете анекдот? Вынес мужик с оружейного завода детали, чтобы собрать детскую кроватку. Как ни соберет — все пулемет получается. А вот у нижнетагильского Уралвагонзавода — того, что выпускает знаменитые танки Т-72 и Т-90, — получилась элегантная помесь трактора с грузовичком, которая ездит и по асфальту, и по рельсам!

Грузовики, которые умеют ездить по железнодорожным путям, — давно не новость. Они появились еще в Первую мировую войну, а современные конструкции устроены так: за основу берется полноприводная модель, которая едет по рельсам на обычных резиновых шинах (благо коэффициент трения «резина—сталь» в три раза выше коэффициента «сталь—сталь»), а направляющими служат опускающиеся стальные катки. Конечно, много вагонов такие грузовики не увезут, но они вполне могут выполнять роль небольших маневровых локомотивов, снегоуборочных машин и т.д.

Кстати, максимальную силу тяги подобный транспорт развивает на горизонтальных участках с сухими рельсами, а на уклонах и в дождь она ощутимо ниже. Еще сила тяги зависит от сцепного веса, и потому в кузова «рельсогрузовиков» укладывают балласт.

Наиболее известны немецкие вездеходы Unimog в «двухпутных» исполнениях: недавно мерседесовцы устроили презентацию такого Унимога в Санкт-Петербурге. Он эффектно становился на рельсы и таскал за собой несколько вагонов, но цена тоже впечатляет: не меньше 340 тысяч евро, или же 13 млн 600 тысяч рублей. За эти деньги можно купить полноразмерный маневровый тепловоз — сильно подержанный, но вполне исправный!

В прошлом году «двухпутный» Unimog показали в Санкт-Петербурге
Железная дорога Великобритании только что получила 29 таких Iveco Daily 4x4: они обслуживают пути, но вряд ли могут таскать вагоны
В вооруженных силах Беларуси уже несколько лет служит МАЗ с манипулятором, поставленный на рельсы местным университетом транспорта
0 / 0

Впрочем, в России есть гораздо более дешевые альтернативные варианты: скажем, УралЖДзавод из Миасса предлагает грузовики-локомобили Урал. За 4,2 млн рублей предлагается локомобиль для буксировки состава весом до 300 т (груженый вагон весит в среднем 80 т), за 6 млн 450 тысяч рублей — вариант с двигателем Caterpillar и коробкой-автоматом Allison, уже для состава весом до 1000 т. В свою очередь, Белорусский государственный университет транспорта из Гомеля поставил на рельсы армейский грузовик МАЗ, автокран (тоже на базе МАЗа), УАЗ Патриот и создал компактный локомобиль на базе трактора Беларус.

А нижнетагильский Уралвагонзавод в 2011 году построил на базе трактора РТ-160 собственного производства «тяговый модуль вагонов ТМВ-1». Железнодорожники подивились новинке, испытали ее — но раскритиковали. Обзорность получилась неважной из-за длинного «носа» (а значит, неудобно устанавливать машину на путь), маневренность тоже, вагоны весом не больше 300 т можно было цеплять только сзади.

В итоге Уралвагонзавод полностью переработал конструкцию и создал ТМВ-2 — компактный вездеход со стеклопластиковой кабиной. Двигатель — немецкий Deutz мощностью 165 л.с., а ходовая часть позволяет поворачивать все четыре колеса, что обеспечивает фантастическую маневренность. Железнодорожные сцепки можно монтировать и спереди, и сзади, для управления всеми «спецсистемами» в кабине установлен электронный пульт с кнопками и большим дисплеем. Есть кузов, куда можно положить две тонны балласта — или обычного груза, если использовать машину как грузовичок. Но это все-таки не автомобиль: колеса и органы управления тракторные, скорость движения по асфальту — лишь 42 км/ч, и даже дизель отвечает экологическим нормам Tier 3 для строительной и прочей спецтехники.

Первый вариант Уралвагонзавода ТМВ-1 — трактор на рельсовом ходу

Объявлено, что машина может буксировать за собой до 15 пустых вагонов: значит, она утащит не больше пяти груженых вагонов (как, собственно, и Unimog). Зато цена челябинской машины — семь миллионов рублей.

Один экземпляр уже прошел испытания у курганских вагоноремонтников: поначалу они отнеслись к «неведомой зверушке» скептически — пока не увидели, что она может возить в ремонт по 22 пустых вагона вместо 15 заявленных. По словам курганцев, в те дни, когда единственный тепловоз уходил на станцию или сам ремонтировался, ТМВ-2 выполнял всю работу. А еще его использовали для вытаскивания застрявших в снегу дальнобойных фур.

На сегодняшний день построено пять экземпляров, сейчас готовится к выпуску партия из пятидесяти машин: их будет делать не только сам Уралвагонзавод, но и дочерний ЧТЗ-Уралтрак, Челябинский тракторный завод.

Стальные катки служат направляющими, а едет машина на обычных колесах. Хорошо видна задняя сцепка