Новые New Flyer для американского перевозчика: богатая история!
Агентство городского транспорта King County Metro из штата Вашингтон объявило о покупке двадцати электробусов New Flyer Xcelsior Charge. Вроде бы новость малозначимая, но за ней стоит богатая история.
Начать с того, что King County Metro входит в десятку крупнейших пассажирских операторов США и перевозит в день около 400 тысяч пассажиров по 215 маршрутам. Известно агентство и своей гибкостью: помимо обычных автобусов, оно в разные годы активно использовало и другие решения — троллейбусы и дуобусы (троллейбусы с дизелем) разных марок. А новый контракт на машины именно этой марки подтверждает старую привязанность, ведь с 1979 года KCM купило уже 1830 автобусов New Flyer разных поколений.
Классический городской Flyer D900 был типичным для США утилитарным автобусом
В свою очередь, New Flyer на сегодняшний день крупнейший производитель городских автобусов североамериканского континента. Компания была основана в Канаде в 1930 году как Western Auto and Truck Body Works. В 1941-м появилась модель автобуса по имени Western Flyer, что и дало впоследствии новое имя фирме. В дальнейшем компания сосредоточилась на типичных городских автобусах, покупая лицензии у GM, Flxible, AM General, и несколько раз переходила из частной собственности в государственную и обратно.
New Flyer кардинально поменял дизайн американских автобусов с приходом ден Аудстена
В 1986 году произошло знаменательное событие — фирму (тогда еще просто Flyer) купил голландец Ян ден Аудстен, выходец из известной европейской автобусной династии. Он не только изменил название на современное, но и заложил основу нынешнего процветания.
Начал он с дизайна городской машины, заказав его у именитого швейцарского ателье Hess. Продукты швейцарцев видели многие: к примеру, они разрабатывали внешность городских машин Scania Omni и аэродромников Cobus. Разумеется, ден Аудстен не только поменял кузов, но и начал активно экспериментировать с начинкой. Уже в 1988 году появился первый в США низкопольный New Flyer D40LF, в 1994-м — первый газовый автобус, год спустя — аппарат на водородном топливе. Первый низкопольный сочлененник США построила тоже фирма New Flyer. При этом основные агрегаты, естественно, были местного производства: двигатели — Cummins или Detroit Diesel, коробки передач — автоматические Allison, мосты — Meritor.
Автобусы современного семейства Xcelsior бывают одиночными длиной 10 или 12 метров и 18-метровыми сочлененными
Ян ден Аудстен ушел на пенсию в 2002 году, и за успехи компании его имя было внесено в Зал славы Американской ассоциации общественного транспорта. А фирма продолжила развитие: уже на следующий год партию из 213 первых в США серийных гибридов поставили в то самое King County Metro. Попутно было образовано СП с английской компанией Alexander Dennis, позднее фирма была полностью выкуплена канадцами. Как и другой английский производитель, Plaxton, и американские автобусные марки NABI, MCI и Arboc. Новейшее поколение New Flyer Xcelsior несет легкие кузова на основе стекловолокна производства местной компании Carfair Composites.
А последнее поколение электробусов разработано в кооперации с авторитетами Siemens, ABB и другими. На выбор покупателя предлагается семь аккумуляторов, емкость которых может достигать 466 кВт·ч, чего хватает на 265 км пути. Время до полной зарядки — три с половиной часа. Есть и версии с быстрой зарядкой при помощи пантографов на остановках.
Конечно, канадцы идут в ногу со временем и в остальном: новые автобусы Xcelsior AV оснащены всеми современными системами безопасности — помощи при парковке и остановке, предупреждения о столкновении с автомобилем и пешеходом, о выезде из полосы, о слепых зонах сбоку и сзади. А в партнерстве с компанией Robotic Research ведется разработка систем полностью автономного городского автобуса, и первый готовый экземпляр уже приступил к испытаниям.