Производство и продажи грузовиков: итоги 2009 года
Идет Бычок, качается, вздыхает на ходу... Выживет ли он на стремительно сокращающемся «грузовом» рынке — при том что за год сделано чуть больше трехсот таких машин? Впрочем, ГАЗ произвел лишь немногим больше одноклассников Валдай.
В целом выпуск грузовиков в России сократился в 2,8 раза, автобусов — в 1,9 раза. В Белоруссии ситуация чуть легче: там производство грузовиков уменьшилось в 2,3 раза, автобусов — в 1,5 раза. А вот украинский рынок рухнул: объемы производства упали соответственно в 4,7 и 6,8 раза! На КрАЗе за год удалось собрать лишь 280 грузовиков, ЛАЗ не сделал ни одного автобуса...
Тяжело приходится и лидерам российского «грузового» автопрома. ГАЗ сократил годовой выпуск в три с лишним раза, до 39 тысяч грузовиков и фургонов, а КАМАЗ произвел чуть больше 23 тысяч машин, откатившись по объемам производства к 2001 году. Кстати, еще в позапрошлом году генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин заметил, что «не все заводы переживут кризис». Уже видны кандидаты на сокращение!
Курганский завод колесных тягачей Русич и питерский Яровит построили за год по... четыре автомобиля. Мичуринский МАрЗ совсем было остановился, выпустив за первые три квартала лишь три автобуса, но за последнюю декаду довел число собранных экземпляров до 19.
Можно считать ушедшими в историю зиловские автобусики на базе Бычка: построено три экземпляра. Заморожены совместные предприятия Савеко (IVECO+Семар), где в 2008 году успели собрать 40 малотоннажников Daily, и Русские автобусы-Марко — с бразильско-португальской компанией Marcopolo. Остановлена сборка индийских грузовиков Tata в Новоуральске. Рухнул проект продаж ГАЗом английских фургонов и микроавтобусов Maxus: сам завод в Великобритании продан китайцам, производство на нем остановлено.
Похоже, можно вычеркивать из списка производителей и троллейбусный завод Трансмаш из Волгограда: за 2008 год сделано семь троллейбусов, за 2009 — ни одного. Впрочем, троллейбусный рынок в целом практически не пострадал! А ЛиАЗ, уфимский БТЗ и Тролза из Энгельса даже увеличили производство. При этом троллейбусники активно осваивают «смежные профессии»: та же Тролза построила четыре невиданных для нашей страны гибридных «экобуса», а Вологодский ВМЗ Олимп начал выпуск автобусов собственной конструкции.
Новый год начался для всех производителей очень тяжело: тот же КАМАЗ в январе продал лишь около 300 автомобилей, зато в феврале — уже больше тысячи. А что будет дальше — пока не знает никто.
Производство грузовиков и автобусов в СНГ за январь—декабрь (по данным АСМ-холдинга)* | ||||
Автозаводы и марки | 2009 г. | 2008 г. | темп, % | |
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ И ШАССИ (ШТ.) | ||||
Россия | 91095 | 256709 | –64,5 | |
АМО ЗИЛ, Москва | 2239 | 4563 | –50,9 | |
в том числе | ЗИЛ-5301 Бычок | 307 | 522 | –41,2 |
ООО ГАЗ, Нижний Новгород | 39185 | 132799 | –70,5 | |
в том числе | Соболь | 2817 | 8796 | –68,0 |
Газель борт/шасси | 23298 | 81596 | –71,4 | |
Газель цельномет. фургон | 6392 | 18042 | –64,6 | |
Maxus | 205 | 100 | +105,0 | |
Валдай | 378 | 5896 | –93,6 | |
ГАЗ-3307/3308/3309 | 6095 | 18369 | –66,8 | |
АО КАМАЗ, Набережные Челны | 23067 | 51006 | –54,8 | |
АО АЗ Урал, Миасс | 6553 | 14176 | –53,8 | |
ОАО Ивеко-АМТ, Миасс | 297 | 372 | –20,2 | |
АО УАЗ, Ульяновск | 10140 | 24411 | –58,5 | |
АО Северстальавто-Исудзу, Елабуга (Isuzu) | 780 | 5400 | –85,6 | |
ООО Соллерс-Елабуга (Fiat Ducato) | 4027 | 5569 | –27,7 | |
АО АМУР, Новоуральск | 292 | 1300 | –77,5 | |
в том числе | ЗИЛ-130/131 | 192 | 482 | –60,2 |
Tata | 100 | 818 | –87,8 | |
АО Иж-Авто, Ижевск | 1008 | 4873 | –79,3 | |
АО ВАЗинтерсервис, Тольятти | 1136 | 2307 | –50,8 | |
ООО БАЗ, Брянск | 88 | 569 | –84,5 | |
ООО/АО КЗКТ Русич, Курган | 4 | 14 | –71,4 | |
ООО ТагАЗ, Ростовская обл. (Hyundai Porter) | 1675 | 5805 | –71,1 | |
Volvo Kaluga Plant, г. Калуга (Volvo)** | 223 | 379 | –20,2 | |
АО Яровит Моторс, Санкт-Петербург | 4 | 17 | –76,5 | |
Белоруссия | 11457 | 26291 | –56,4 | |
ОАО МАЗ, Минск | 9964 | 23359 | –57,3 | |
РУП Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) | 351 | 598 | –41,3 | |
РУП БелАЗ, Жодино | 713 | 1881 | –62,1 | |
РУП МоАЗ, Могилев | 84 | 123 | –31,7 | |
Украина | 2499 | 11800 | –78,8 | |
ХК КрАЗ, Кременчуг | 280 | 3396 | –91,8 | |
ООО КрАСЗ, Кременчуг | 10 | 2511 | –99,6 | |
АО ЗАЗ, Запорожье (Таврия-Пикап, Lanos фургон, Tata) | 2031 | 4475 | –54,6 | |
Корпорация Богдан | 7 | 2000 | –99,6 | |
АО БАЗ, Борисполь | — | 120 | — | |
АВТОБУСЫ (ШТ.) | ||||
Россия | 35494 | 67011 | –47,0 | |
АМО ЗИЛ, Москва | 3 | 6 | –50,0 | |
АО ГАЗ, Нижний Новгород | 12057 | 23585 | –48,9 | |
в том числе | Газель | 10095 | 18185 | –44,5 |
Соболь | 1721 | 4728 | –63,6 | |
Maxus | 241 | 672 | –64,1 | |
АО НефАЗ, Нефтекамск | 706 | 1108 | –36,3 | |
АО АЗ Урал, Миасс (вахтовые) | 276 | 982 | –71,9 | |
АО УАЗ, Ульяновск | 7685 | 16817 | –54,3 | |
ООО Соллерc-Елабуга (Fiat Ducato) | 2045 | 536 | +281,5 | |
ООО ЛиАЗ, Ликино-Дулево, Московская обл. | 1074 | 2221 | –51,6 | |
в том числе | сочлененные | 74 | 466 | –84,1 |
ООО КАвЗ, Курган | 526 | 1499 | –64,9 | |
ООО ПАЗ, Павлово | 7259 | 13912 | –47,8 | |
АО ГолАЗ, Голицыно, Московская обл. | 127 | 356 | –64,3 | |
АО/OOO Волжанин, Волжский | 297 | 281 | +5,7 | |
АО Тушино-Авто, Москва (ЛиАЗ, МАЗ, Волжанин) | 268 | 642 | –58,3 | |
ООО Самотлор-НН, Нижегородская обл. | 541 | 1940 | –72,1 | |
АО Мичуринский автобус, Мичуринск | 19 | 71 | –73,2 | |
ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург (Scania) | 36 | 67 | –46,3 | |
OOO РЗГА, ООО ТаГАЗ, Ростовск. обл. (Hyundai County) | 400 | 398 | +0,5 | |
ООО Русские автобусы-Марко (Голицыно, Н. Новгород) | 53 | 331 | –84,0 | |
ООО Нижегородец, Нижний Новгород (Ford Transit) | 2015 | 2186 | –7,8 | |
ООО РоАЗ, Ростовская обл. | 83 | 18 | +361,1 | |
АО Транс-Альфа Электро, Вологда (ВМЗ Олимп) | 20 | — | — | |
АО Тролза, Энгельс (экобус-гибрид) | 4 | — | — | |
Белоруссия | 1514 | 2198 | –31,1 | |
АО МАЗ | 1176 | 1813 | –35,1 | |
Украина | 1473 | 10042 | –85,3 | |
АО ЛАЗ | — | 107 | — | |
ООО Анто-Рус, Херсон | 15 | 56 | –73,2 | |
АО ЧАЗ, Чернигов (БАЗ-2215) | 82 | 1302 | –93,7 | |
АО Часовоярский ремзавод, Часов Яр (на шасси ГАЗ) | 432 | 1623 | –73,4 | |
Корпорация Богдан | 605 | 3744 | –83,8 | |
АО ЗАЗ, Запорожье (I-VAN) | 172 | 593 | –71,0 | |
АО БАЗ (Эталон) | — | 2380 | — | |
ТРОЛЛЕЙБУСЫ (ШТ.) | ||||
Россия | 770 | 778 | –1,0 | |
АО Тролза, Энгельс | 421 | 344 | +22,4 | |
АО Транс-Альфа Электро, Вологда | 141 | 162 | –13,0 | |
АО Башкирский троллейбусный завод, Уфа | 93 | 58 | +60,3 | |
АО Завод Трансмаш, Волгоград | — | 7 | — | |
АО Тушино-Авто, Москва | 57 | 155 | –63,2 | |
ООО ЛиАЗ, Ликино-Дулево, Московская обл. | 58 | 52 | +11,5 | |
Белоруссия (АО МАЗ, ООО Этон, РУП Белкоммунмаш) | 388 | 446 | –13,0 | |
* В таблице не указан ряд предприятий ** До 2009 году производство находилось в г. Зеленограде |
Если взглянуть на общие результаты продаж грузовиков и фургонов-иномарок (речь идет именно о продажах, а не о ввозе или растаможке), может показаться, что все не так плохо: рынок сократился в два с небольшим раза.
Но ситуацию заметно сглаживают итоги легкого класса, где Sollers продал cвыше восьми тысяч фургончиков и микроавтобусов Fiat Ducato, сделанных в Елабуге (они ощутимо дешевле импортных аналогов).
А вот рынок тяжелых грузовиков и тягачей сократился в пять раз — с 23702 до 4673 единиц. Больше тысячи машин удалось продать лишь одной компании — Volvo. Ее главный конкурент, Scania отстает на две сотни экземпляров, следом с отрывом всего в один автомобиль идет MAN (продажи этого бренда в тяжелом сегменте упали почти в семь раз!).
Компания IVECO продала около шестисот тяжелых машин, Renault — в два с лишним раза меньше, а Mercedes не дотянул и до двухсот проданных единиц (лишь 61 из которых — тягачи). Даже Ford, распродающий турецкие грузовики Cargo, и Sollers, торгующий брендом Isuzu, реализовали больше техники, нежели Mercedes! Поможет ли немцам объединение усилий с КАМАЗом?
«По цифрам» ситуация напоминает 2005 год, — комментируют представители зарубежных компаний. Но настроение намного хуже, чем тогда...»
Продажи новых автобусов зарубежных марок в России | ||||||||||||
Категория | Малые | Средние | Городские | Междугородние | Туристические | Всего | ||||||
Годы | 2009 | 2008 | 2009 | 2008 | 2009 | 2008 | 2009 | 2008 | 2009 | 2008 | 2009 | 2008 |
Hyundai | — | — | 73 | 183 | — | — | — | — | 92 | 125 | 165 | 308 |
MAN | — | — | — | — | 3 | 14 | 25 | 71 | 32 | 69 | 60 | 154 |
Mercedes | — | 47 | — | — | — | — | 9 | 2 | 11 | 38 | 20 | 87 |
Scania | — | — | — | — | 21 | 65 | 13 | 15 | 2 | 1 | 36 | 81 |
Setra | — | — | — | — | — | — | 1 | — | — | 1 | 1 | 1 |
Итого | — | 47 | 73 | 183 | 24 | 79 | 48 | 88 | 137 | 234 | 282 | 631 |
Продажи новых фургонов и грузовых автомобилей зарубежных марок в России | ||||||||||
Полная масса | 2,8—3,5 т | 3,5—6 т | 6—8 т | 8—12 т | 12—16 т | |||||
Годы | 2009 | 2008 | 2009 | 2008 | 2009 | 2008 | 2009 | 2008 | 2009 | 2008 |
Fiat (Sollers) | 8178 | 2724 | — | — | — | — | — | — | — | — |
Ford Trucks | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Hyundai | — | — | — | — | 1537 | 4055 | 150 | 501 | — | — |
Isuzu (Sollers) | 86 | 38 | 3 | — | 1470 | 3803 | — | — | — | — |
IVECO | 196 | 110 | 430 | 738 | 47 | 75 | 16 | 18 | 3 | 28 |
MAN | — | — | — | — | — | — | 14 | 294 | 31 | 165 |
Mercedes-Benz | 569 | 1556 | 816 | 1452 | 3 | 76 | 19 | 10 | 22 | 23 |
Renault Trucks | — | — | 3 | 4 | 31 | 20 | — | — | 1 | — |
Scania | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Volvo | — | — | — | — | — | — | — | — | 12 | 118 |
Итого | 9029 | 4428 | 1252 | 2194 | 3088 | 8029 | 199 | 823 | 69 | 334 |
Полная масса | Свыше 16 т | Всего | ||||||||
Всего | Тягачи | Строительные | Прочие | |||||||
Годы | 2009 | 2008 | 2009 | 2008 | 2009 | 2008 | 2009 | 2008 | 2009 | 2008 |
Fiat (Sollers) | — | — | — | — | — | — | — | — | 8178 | 2724 |
Ford Trucks | 234 | 1173 | 29 | 247 | 66 | 448 | 139 | 478 | 234 | 1173 |
Hyundai | 70 | 318 | — | — | 16 | 113 | 54 | 205 | 1757 | 4874 |
Isuzu (Sollers) | 277 | 367 | 60 | 42 | 196 | 261 | 21 | 64 | 1836 | 4208 |
IVECO | 580 | 1716 | 294 | 788 | 143 | 911 | 143 | 17 | 1272 | 2685 |
MAN | 950 | 6562 | 533 | 4862 | 388 | 1700 | 29 | — | 995 | 7021 |
Mercedes-Benz | 178 | 1697 | 61 | 950 | 98 | 651 | 19 | 96 | 1607 | 4814 |
Renault Trucks | 263 | 1491 | 233 | 1144 | 30 | 244 | — | 103 | 298 | 1517 |
Scania | 951 | 4704 | 600 | 3210 | 196 | 1235 | 155 | 259 | 951 | 4704 |
Volvo | 1170 | 5674 | 797 | 3897 | 254 | 1300 | 119 | 477 | 1182 | 5792 |
Итого | 4673 | 23702 | 2607 | 15140 | 1387 | 6883 | 679 | 1699 | 18310 | 39512 |