Производство и продажи грузовиков: итоги 2009 года


Идет Бычок, качается, вздыхает на ходу... Выживет ли он на стремительно сокращающемся «грузовом» рынке — при том что за год сделано чуть больше трехсот таких машин? Впрочем, ГАЗ произвел лишь немногим больше одноклассников Валдай.

В целом выпуск грузовиков в России сократился в 2,8 раза, автобусов — в 1,9 раза. В Белоруссии ситуация чуть легче: там производство грузовиков уменьшилось в 2,3 раза, автобусов — в 1,5 раза. А вот украинский рынок рухнул: объемы производства упали соответственно в 4,7 и 6,8 раза! На КрАЗе за год удалось собрать лишь 280 грузовиков, ЛАЗ не сделал ни одного автобуса...

Тяжело приходится и лидерам российского «грузового» автопрома. ГАЗ сократил годовой выпуск в три с лишним раза, до 39 тысяч грузовиков и фургонов, а КАМАЗ произвел чуть больше 23 тысяч машин, откатившись по объемам производства к 2001 году. Кстати, еще в позапрошлом году генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин заметил, что «не все заводы переживут кризис». Уже видны кандидаты на сокращение!

Курганский завод колесных тягачей Русич и питерский Яровит построили за год по... четыре автомобиля. Мичуринский МАрЗ совсем было остановился, выпустив за первые три квартала лишь три автобуса, но за последнюю декаду довел число собранных экземпляров до 19.

Можно считать ушедшими в историю зиловские автобусики на базе Бычка: построено три экземпляра. Заморожены сов­местные предприятия Савеко (IVECO+Семар), где в 2008 году успели собрать 40 малотоннажников Daily, и Русские автобусы-Марко — с бразильско-португальской компанией Marcopolo. Остановлена сборка индийских грузовиков Tata в Новоуральске. Рухнул проект продаж ГАЗом английских фургонов и микроавтобусов Maxus: сам завод в Великобритании продан китайцам, производство на нем остановлено.

Похоже, можно вычеркивать из списка производителей и троллейбусный завод Трансмаш из Волгограда: за 2008 год сделано семь троллейбусов, за 2009 — ни одного. Впрочем, троллейбусный рынок в целом практически не пострадал! А ЛиАЗ, уфимский БТЗ и Тролза из Энгельса даже увеличили производство. При этом троллейбусники активно осваивают «смежные профессии»: та же Тролза построила четыре невиданных для нашей страны гибридных «экобуса», а Вологодский ВМЗ Олимп начал выпуск автобусов собственной конструкции.

Новый год начался для всех производителей очень тяжело: тот же КАМАЗ в январе продал лишь около 300 автомобилей, зато в феврале — уже больше тысячи. А что будет дальше — пока не знает никто.

Производство грузовиков и автобусов в СНГ за январь­—декабрь (по данным АСМ-холдинга)*
Автозаводы и марки 2009 г. 2008 г. темп, %
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ И ШАССИ (ШТ.)
Россия 91095 256709 –64,5
АМО ЗИЛ, Москва 2239 4563 –50,9
в том числе ЗИЛ-5301 Бычок 307 522 –41,2
ООО ГАЗ, Нижний Новгород 39185 132799 –70,5
в том числе Соболь 2817 8796 –68,0
Газель борт/шасси 23298 81596 –71,4
Газель цельномет. фургон 6392 18042 –64,6
Maxus 205 100 +105,0
Валдай 378 5896 –93,6
ГАЗ-3307/3308/3309 6095 18369 –66,8
АО КАМАЗ, Набережные Челны 23067 51006 –54,8
АО АЗ Урал, Миасс 6553 14176 –53,8
ОАО Ивеко-АМТ, Миасс 297 372 –20,2
АО УАЗ, Ульяновск 10140 24411 –58,5
АО Северстальавто-Исудзу, Елабуга (Isuzu) 780 5400 –85,6
ООО Соллерс-Елабуга (Fiat Ducato) 4027 5569 –27,7
АО АМУР, Новоуральск 292 1300 –77,5
в том числе ЗИЛ-130/131 192 482 –60,2
Tata 100 818 –87,8
АО Иж-Авто, Ижевск 1008 4873 –79,3
АО ВАЗинтерсервис, Тольятти 1136 2307 –50,8
ООО БАЗ, Брянск 88 569 –84,5
ООО/АО КЗКТ Русич, Курган 4 14 –71,4
ООО ТагАЗ, Ростовская обл. (Hyundai Porter) 1675 5805 –71,1
Volvo Kaluga Plant, г. Калуга (Volvo)** 223 379 –20,2
АО Яровит Моторс, Санкт-Петербург 4 17 –76,5
Белоруссия 11457 26291 –56,4
ОАО МАЗ, Минск 9964 23359 –57,3
РУП Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) 351 598 –41,3
РУП БелАЗ, Жодино 713 1881 –62,1
РУП МоАЗ, Могилев 84 123 –31,7
Украина 2499 11800 –78,8
ХК КрАЗ, Кременчуг 280 3396 –91,8
ООО КрАСЗ, Кременчуг 10 2511 –99,6
АО ЗАЗ, Запорожье (Таврия-Пикап, Lanos фургон, Tata) 2031 4475 –54,6
Корпорация Богдан 7 2000 –99,6
АО БАЗ, Борисполь 120
АВТОБУСЫ (ШТ.)
Россия 35494 67011 –47,0
АМО ЗИЛ, Москва 3 6 –50,0
АО ГАЗ, Нижний Новгород 12057 23585 –48,9
в том числе Газель 10095 18185 –44,5
Соболь 1721 4728 –63,6
Maxus 241 672 –64,1
АО НефАЗ, Нефтекамск 706 1108 –36,3
АО АЗ Урал, Миасс (вахтовые) 276 982 –71,9
АО УАЗ, Ульяновск 7685 16817 –54,3
ООО Соллерc-Елабуга (Fiat Ducato) 2045 536 +281,5
ООО ЛиАЗ, Ликино-Дулево, Московская обл. 1074 2221 –51,6
в том числе сочлененные 74 466 –84,1
ООО КАвЗ, Курган 526 1499 –64,9
ООО ПАЗ, Павлово 7259 13912 –47,8
АО ГолАЗ, Голицыно, Московская обл. 127 356 –64,3
АО/OOO Волжанин, Волжский 297 281 +5,7
АО Тушино-Авто, Москва (ЛиАЗ, МАЗ, Волжанин) 268 642 –58,3
ООО Самотлор-НН, Нижегородская обл. 541 1940 –72,1
АО Мичуринский автобус, Мичуринск 19 71 –73,2
ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург (Scania) 36 67 –46,3
OOO РЗГА, ООО ТаГАЗ, Ростовск. обл. (Hyundai County) 400 398 +0,5
ООО Русские автобусы-Марко (Голицыно, Н. Новгород) 53 331 –84,0
ООО Нижегородец, Нижний Новгород (Ford Transit) 2015 2186 –7,8
ООО РоАЗ, Ростовская обл. 83 18 +361,1
АО Транс-Альфа Электро, Вологда (ВМЗ Олимп) 20
АО Тролза, Энгельс (экобус-гибрид) 4
Белоруссия 1514 2198 –31,1
АО МАЗ 1176 1813 –35,1
Украина 1473 10042 –85,3
АО ЛАЗ 107
ООО Анто-Рус, Херсон 15 56 –73,2
АО ЧАЗ, Чернигов (БАЗ-2215) 82 1302 –93,7
АО Часовоярский ремзавод, Часов Яр (на шасси ГАЗ) 432 1623 –73,4
Корпорация Богдан 605 3744 –83,8
АО ЗАЗ, Запорожье (I-VAN) 172 593 –71,0
АО БАЗ (Эталон) 2380
ТРОЛЛЕЙБУСЫ (ШТ.)
Россия 770 778 –1,0
АО Тролза, Энгельс 421 344 +22,4
АО Транс-Альфа Электро, Вологда 141 162 –13,0
АО Башкирский троллейбусный завод, Уфа 93 58 +60,3
АО Завод Трансмаш, Волгоград 7
АО Тушино-Авто, Москва 57 155 –63,2
ООО ЛиАЗ, Ликино-Дулево, Московская обл. 58 52 +11,5
Белоруссия (АО МАЗ, ООО Этон, РУП Белкоммунмаш) 388 446 –13,0
* В таблице не указан ряд предприятий
** До 2009 году производство находилось в г. Зеленограде

Если взглянуть на общие результаты продаж грузовиков и фургонов-иномарок (речь идет именно о продажах, а не о ввозе или растаможке), может показаться, что все не так плохо: рынок сократился в два с небольшим раза.

Но ситуацию заметно сглаживают итоги легкого класса, где Sollers продал cвыше восьми тысяч фургончиков и микроавтобусов Fiat Ducato, сделанных в Елабуге (они ощутимо дешевле импортных аналогов).

А вот рынок тяжелых грузовиков и тягачей сократился в пять раз — с 23702 до 4673 единиц. Больше тысячи машин удалось продать лишь одной компании — Volvo. Ее главный конкурент, Scania отстает на две сотни экземпляров, следом с отрывом всего в один автомобиль идет MAN (продажи этого бренда в тяжелом сегменте упали почти в семь раз!).

Компания IVECO продала около шестисот тяжелых машин, Renault — в два с лишним раза меньше, а Mercedes не дотянул и до двухсот проданных единиц (лишь 61 из которых — тягачи). Даже Ford, распродающий турецкие грузовики Cargo, и Sollers, торгующий брендом Isuzu, реализовали больше техники, нежели Mercedes! Поможет ли немцам объединение усилий с КАМАЗом?

«По цифрам» ситуация напоминает 2005 год, — комментируют представители зарубежных компаний. Но настроение намного хуже, чем тогда...»

Продажи новых автобусов зарубежных марок в России
Категория Малые Средние Городские Междугородние Туристические Всего
Годы 2009 2008 2009 2008 2009 2008 2009 2008 2009 2008 2009 2008
Hyundai 73 183 92 125 165 308
MAN 3 14 25 71 32 69 60 154
Mercedes 47 9 2 11 38 20 87
Scania 21 65 13 15 2 1 36 81
Setra 1 1 1 1
Итого 47 73 183 24 79 48 88 137 234 282 631

Продажи новых фургонов и грузовых автомобилей зарубежных марок в России
Полная масса 2,8—3,5 т 3,5—6 т 6—8 т 8—12 т 12—16 т
Годы 2009 2008 2009 2008 2009 2008 2009 2008 2009 2008
Fiat (Sollers) 8178 2724
Ford Trucks
Hyundai 1537 4055 150 501
Isuzu (Sollers) 86 38 3 1470 3803
IVECO 196 110 430 738 47 75 16 18 3 28
MAN 14 294 31 165
Mercedes-Benz 569 1556 816 1452 3 76 19 10 22 23
Renault Trucks 3 4 31 20 1
Scania
Volvo 12 118
Итого 9029 4428 1252 2194 3088 8029 199 823 69 334

Полная масса Свыше 16 т Всего
Всего Тягачи Строительные Прочие
Годы 2009 2008 2009 2008 2009 2008 2009 2008 2009 2008
Fiat (Sollers) 8178 2724
Ford Trucks 234 1173 29 247 66 448 139 478 234 1173
Hyundai 70 318 16 113 54 205 1757 4874
Isuzu (Sollers) 277 367 60 42 196 261 21 64 1836 4208
IVECO 580 1716 294 788 143 911 143 17 1272 2685
MAN 950 6562 533 4862 388 1700 29 995 7021
Mercedes-Benz 178 1697 61 950 98 651 19 96 1607 4814
Renault Trucks 263 1491 233 1144 30 244 103 298 1517
Scania 951 4704 600 3210 196 1235 155 259 951 4704
Volvo 1170 5674 797 3897 254 1300 119 477 1182 5792
Итого 4673 23702 2607 15140 1387 6883 679 1699 18310 39512

Рекомендованные статьи