Сэкономить на «китайце»: какой расход топлива Лапшин получил на тягаче Chenglong c грузом?
Недавно в Германии прошли сравнительные испытания тягачей, по итогам которых самой экономичной была признана Scania 460R со средним расходом топлива 23,6 л/100 км. А сколько получится у меня на «китайце»? И я сел за руль тягача Chenglong с груженным (правда, наполовину) полуприцепом, чтобы привезти минимально возможный расход.
«Cкажите, а правда, что Кац выиграл миллион в лото?» — «Правда. Только не Кац, а Рабинович. Не миллион, а сто рублей. Не в лото, а в карты. И не выиграл, а проиграл!»
Примерно так же случилось и со мной. Спрашивает приятель из НТЦ КАМАЗа: «Прочитал на таком-то сайте, что журналист Лапшин на тягаче Chenglong с 16 тоннами песка в самосвальном полуприцепе и в ужасную погоду получил расход топлива 24,9 л/100 км. Правда?» — «Правда, — отвечаю. — Только не с 16 тоннами песка, а примерно с 10 тоннами запчастей, и не в самосвальном, а в шторном полуприцепе, и погода была хоть и дождливой, но не ужасной...»
На ДАФе XF с 20 тоннами балласта я получил 25 л/100 км
Не так давно слова «экономия топлива» магически звучали не только за рубежом, но и у нас: «большая семерка» европейских производителей грузовиков всячески старалась приучить российских дальнобойщиков к эффективному и экономичному вождению, а ей следовал КАМАЗ с еще досанкционными тягачами К5. Там учили вести машину максимально плавно, использовать рельеф дороги, предусматривать ситуацию — например, подкатываться к светофорам так, чтобы не пришлось останавливаться. Я проходил такие тренинги трижды, и мой наилучший расход топлива на тягаче Scania R480 (без груза, но на довольно сложном подмосковном маршруте) равнялся 23,7 л/100 км, на ДАФе XF той же мощности (около 20 т балласта, трасса М11) — 25 л/100 км, на КАМАЗе К5 (тоже 20 т груза, трасса М7) — 24,7 л/100 км.
Эта дизельная Scania оказалась самой экономичной среди конкурентов
И это, разумеется, не предел: при мне дафовский инструктор получил на той же сцепке 23,6 л/100 км — точь-в-точь как у Скании, которая выиграла недавние сравнительные испытания Green Truck в Германии. Кстати, «скамейки» разных моделей получают это звание с 2017 года, и лишь в 2023-м череду побед прервал новый DAF XF c фантастическим показателем 21,26 л/100 км (правда, в составе 32-тонного автопоезда), на несколько десятых опередив конкурентов Scania, MAN и Volvo.
Победители испытаний Green Truck в Германии* | ||||
---|---|---|---|---|
Год | Модель | Средний расход, л/100 км | Средняя скорость, км/ч | Масса автопоезда, т |
2017 | Scania R450 | 23,7 | н.д.** | 40 |
2018 | Scania R500 | 24,92 | 79,91 | 40 |
2019 | Scania R450 | 23,25 | 80,42 | 32 |
2020 | Scania R540 | 25,14 | 80,42 | 32 |
2021 | Scania R410 | 23,53 | 80,6 | 32 |
2022 | Scania 500S | 23,66 | 80,38 | 40 |
2023 | DAF XF450 | 21,26 | 80,06 | 32 |
2024 | Scania 460R | 23,61 | 79,7 | 40 |
* Проводятся журналами Trucker и VerkehrsRundschau на маршруте длиной около 350 км. ** Н.д. — нет данных |
Там, где была Scania, стоят Ситраки
Но из России «большая семерка» европейских производителей ушла, ее школы водительского мастерства у нас ликвидированы, инструкторы разбрелись кто куда... А с «китайцами» совсем другая история: ими торгуют зачастую как кроссовками на вещевом рынке, расход топлива у них, как правило, выше, чем у «европейцев», школ экономичного вождения нет — да и спрос на такую услугу, как жаловались представители крупного дистрибьютора Dongfeng, сегодня отсутствует. Не до экономии — выжить бы! И все же...
«Попробуй привезти хороший расход топлива, — попросили меня представители дистрибьютора Автотрак, которые торгуют тягачами Chenglong. — Если удастся получить хотя бы 26 л/100 км, будет просто прекрасно!» И я отправился в Питер забирать автопоезд, причем не совсем обычный. Тягач с пробегом около 70 тысяч километров побывал в руках разных транспортных компаний, которые «пробуют на зубок» пока неведомую технику. Полуприцеп — новенький шторный турецкий Hastrailer, в который загрузили примерно 10—13 т: разнообразные запчасти к китайским грузовикам и вдобавок балласт.
В турецкий шторный Hastrailer загрузили 10—13 т запчастей и балласта
Вкратце напомню, что собой представляют тягачи Chenglong H7. Кaбина скопирована (разумеется, неофициально) у тягача Renault Premium, двигатель марки Yuchai, коробка передач — «робот» ZF TraXon китайского производства. Причем Chenglong — не самостоятельная марка, а бренд вездесущей корпорации Dongfeng, о чем написано на табличке, приклепанной к раме: Dongfeng Liuzhou Motor Co., Ltd. Когда Chenglong в прошлом году пришел на наш рынок, предполагалось, что сборкой этих тягачей займется бывший завод Volvo в Калуге (там сейчас делают грузовики Урал Next). Но что-то застопорилось...